В Рязанском театре драмы выдали Джанет замуж
18 марта 2019
Образцовый школьный театр "Лоскут" из Рязани замахнулся на Шукшина
18 марта 2019
"Письмовник" — взрослый спектакль Московского детского камерного театра кукол
18 марта 2019
Наследники Шнитке
15 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

7 декабря 2017 22:43

Светлана Михаленко: “В планах столько красоты, что дух захватывает!"

В Московском “Театре Луны” ни на минуту не прекращается работа – грядет премьера. В гостях у "Ревизора" – дизайнер костюмов

Фото предоставлено Светланой Михаленко
Фото предоставлено Светланой Михаленко

Художественный руководитель театра Сергей Проханов готовит к выпуску свой новый спектакль “Матри-Архат”.

Увлекательная история, в которой реальность соседствует с миром фантазий и сновидений. Так случилось, что мужчины и женщины оказались по разные стороны. В основе режиссерского замысла две составляющие мира – мужской остров и женский. Что ждет зрителей на “лунной” сцене, каким предстанут перед ними герои-”островитяне”? Свой ответ на этот вопрос есть у Светланы Михаленко, которая работает над созданием сценических костюмов.
 
Светлана Михаленко. Мужской остров – это заброшенный гарнизон, оставшийся без женского влияния. Мне показалось, что полярных условиях в отсутствии женщин вряд ли можно найти тепло и уют, поэтому получается такой “хлорированный” пейзаж: серо, блёкло, холодно. Поэтому первый вариант эскизов костюмов, который я предложила Сергею Борисовичу, был весьма радикален: стёганые брезентовые комбинезоны, тулупы и валенки. Из материалов - ватин, металл, бетон. Однако Сергей Борисович Проханов меня скорректировал, обратив внимание, что мужчины, конечно, живут в отрыве от цивилизации, но, это действующая армия. Так появилась форменная одежда, которая на первый взгляд практически у всех одинаковая, но при этом визуально отражает характер каждого героя. Например, если мы говорим про Остапа, то в его костюме есть намёк на канонический образ великого комбинатора, а если про Полковника, который главный на мужском острове, в его костюме есть элементы, подчеркивающие звание: высокие офицерские сапоги, шинель…  
 
Можно предположить, что у прекрасной половины человечества островная жизнь будет принципиально иной?
 
Светлана Михаленко. На женской половине мира кипит жизнь, светит солнце, природа переливается яркими красками, словом, рай на земле. В настоящий момент мы ещё в художественном поиске: идёт обсуждение, какой одежде отдать предпочтение. Если в приоритете будет образ прекрасных дикарок-амазонок, то в костюмах появляется этника и природные фактуры – кожаные и меховые элементы, солома.  Ну, а если это некая проекция ведической секты, представительницы которой уединилась на острове для медитации, то в этом случае будут белые натуральные фактуры: лён, марлевые сетки, тонкий хлопок. Не исключена компиляция двух образов для определенных сюжетных событий. К тому же Сергей Борисович хочет провести параллель, отождествляя остров “Матри” с Украиной, а остров “Архат” - с Россией. Ведь неспособность к диалогу не только может привести к ссоре между мужчинами и женщинами, но и между целыми государствами. И в этом случае в женских костюмах возникают цветочные элементы, которые визуально отсылают нас к украинскому национальному костюму.
 
Фото предоставлены Светланой Михаленко

Одно дело, когда всё существует в воображении художника и совсем другое, когда эскиз обретает материальное воплощение и начинает взаимодействовать с человеком. Насколько для вас, как для модельера, сложен переход от замысла к реальности?
 
Светлана Михаленко. У меня в итоге всегда получается лучше, чем было задумано, потому что я - коммерческий дизайнер, а не иллюстратор, и заточена именно на воплощение образа, а не на его изображение. То ли я рисую хуже, чем придумываю, то ли придумываю лучше, чем рисую, но результат всякий раз превосходит эскизы. Поэтому если неплохо на бумаге, в реальности точно будет значительно лучше.
 
К сценическому костюму предъявляются особые требования, ведь у него более сложная функциональная нагрузка по сравнению с ординарной одеждой…
 
Светлана Михаленко. Разумеется. Поэтому мы предполагаем присутствие специальных танцевальных материалов с высокой степенью растяжимости - до 300-400 процентов, чтобы актёры не испытывали дискомфорт в работе, чтобы ощущали костюм как вторую кожу. Также в театральном искусстве, как и в любом другом, необходимо учитывать и специфическое освещение. Константин Розанов, художник-постановщик спектакля, обратил мое внимание, что я выбираю нюансные цвета…
 
Например, все оттенки серого?
 
Светлана Михаленко. Да. Серого или бежевого. Но свет все “смешает”, скроет нюансы. Так что определенные коррективы на счет контрастности костюмов я внесу обязательно. В этом вопросе я склонна доверять Косте, потому что он матёрый театральный волк по сравнению со мной (смеётся).
 
Каждый костюм, в том числе и по цветовой гамме – это ещё характер и настроение персонажа?
 
Светлана Михаленко. Конечно! Однако помимо характера персонажа необходимо учитывать также фактуру актёра, его оттенок кожи, цвет волос, мимику, характер движения. Все эти показатели я учитываю, работая над костюмом, потому что убеждена: актеру (а особенно – актрисе) должно быть комфортно и приятно “носить” цвет, силуэт, образ. На мой взгляд, только в этом случае, получив отдачу от режиссера, художников, актера, персонаж раскрывается максимально.
 
Фото предоставлены Светланой Михаленко

А с чего вообще всё началось?
 
Светлана Михаленко. У меня два высших российских образования – я дизайнер и… инженер. Сначала окончила ТюмГНГУ, а позже получила дизайнерское образование в СФГА. Когда мне было 22 года, решила поехать во Флоренцию в International Institute of Fashion Design and Marketing “Polimoda”. В то время была деканом Линда Лоппа, которая открыла миру “антверпенскую шестерку”, Рафа Симонса, Мартина Марджелу… Я надеялась после летней программы остаться на мастерский курс, закончить институт и пойти работать дизайнером в какую-нибудь маленькую итальянскую компанию, чтобы дорасти до главного дизайнера в какой-нибудь большой. Но, как известно человек предполагает… Когда показала комиссии свои работы, глава департамента Моды Патрик де Мунк сказал: “Снимаю шляпу. Большему чем ты умеешь, “Polimoda” тебя не научит. Езжай в Россию и открывай свою марку”. Я, естественно, как нормальный советский человек, от шикарного комплимента расстроилась, ведь это означало продолжение поиска нового вектора в жизни.
 
И новый вектор привел вас в Московский “Театр Луны”. Как это случилось?
 
Светлана Михаленко. Сергей Борисович “нашёл” меня на МКММ - Московском международном конкурсе молодых модельеров, в котором он был председателем жюри.
 
В финале конкурса участникам было дано такое задание: создать два образа, один из которых представлял бы образ повелителя мира: управленца, теневой силы, контролирующей мировой порядок, а второй – жреца: силы, ему противостоящей. То есть показать, что всегда есть два персонажа: тот, кто управляет и тот, кто подчиняется. Поразмыслив, я решила, что все не так однозначно, что мир полярен, и что даже тот, кто привык управлять и подавлять, совершенно точно позволяет кому-то управлять им. Системе, собственным страстям или малюсеньким кудрявым дочкам – это уже другой вопрос. Поэтому, два образа я объединила в один и предложила на конкурс костюм марионетки, у которой под юбкой размещался театр марионеток –  получалось, что моделью управляют, но при этом управляет и она сама. Долго не могла додуматься, как заставить всю систему работать – ключ подсмотрела в Театре Марионеток Резо Габриадзе, а перед самым концертом зашила в куклы железные монеты – чтобы марионетки активнее возвращались на места. Номер в исполнении Ольги Карпуховой и постановке Анны Дельцовой получился лёгким и радостным, не смотря на то, что трактовал довольно серьёзную тему. Наш посыл заключался в том, что не стоит слишком ожесточенно противостоять миру, выясняя кто там им управляет, а надо всего-то знать и делать своё дело, быть гибким и умным, и тогда будет внутреннее счастье. Проханов меня заметил и пригласил в театр. Для меня это была большая честь, и я с удовольствием принялась за работу: уже через месяц я принесла художественному руководителю первые эскизы, всю эту историю с “хлорированным” севером, с островными цветами и фактурами. Сергею Борисовичу идея пришлась по вкусу, и мы потихоньку начали работать. И, по-моему, получается хорошо.
 
У Вас уже был театральный опыт?
 
Светлана Михаленко. Да, я начинала карьеру в Сургутском музыкально-драматическом театре.
 
Волнуетесь?
 
Светлана Михаленко. Волнения нет, но есть свойственная мне ответственность: важно не подвести, почувствовать именно то, что ожидает увидеть Проханов. Важно со всех сторон раскрыть персонажи и тему спектакля. Сергей Борисович делает это со своей, мы с Константином Розановым - со своей, актеры - со своей, но необходимо, чтобы все мы говорили об одном. И здесь я, как и остальные, сосредоточена на том, чтобы чётко понять, что хочет Сергей Борисович, и сделать так, как видит он.
 
Вы - дизайнер одежды, художник по костюму в театре, модный эксперт на ТВ, лауреат премии Carlin International Group, а сегодня ещё и автор собственной марки одежды…
 
Светлана Михаленко. Для меня наступающий 2018 год обещает быть особенным. Выйдет “мой” первый крупный спектакль, и откроется первый именной московский магазин. В планах столько красоты, что дух захватывает!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Образцовый школьный театр "Лоскут" из Рязани замахнулся на Шукшина
В Государственной Третьяковской галерее открылась масштабная ретроспектива творчества Ильи Репина
"Письмовник" — взрослый спектакль Московского детского камерного театра кукол
В Музеях Московского Кремля представили сокровища императорского дворца Гугун
Наследники Шнитке
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть