Кинопремьеры второй половины ноября
13 ноября 2019
Сыктывкарская гофманиада на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"
12 ноября 2019
"Мужики!", бабы и деревенский дом кинорежиссера Искры Бабич
12 ноября 2019
"Видеть музыку". "Шут" и "Свадебка". Итоговый обзор балетных постановок
12 ноября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В моем мире только свет! В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Театральная стрелка"

На фестиваль «Театральная стрелка» съехались независимые театры со всей России. Для заядлых театралов в той или иной степени все участники конкурса известны своими постановками, некоторые коллективы были номинантами «Золотой маски» (прим. Российская национальная театральная премия и фестиваль).

Фото: Geo.pro
Фото: Geo.pro

Нижегородскую публику нельзя назвать искушенной. Основные театры государственные, показывают классику, за редким исключением над постановками работают современные драматурги и режиссеры. Что касается независимых театров, их в городе можно пересчитать по пальцам одной руки. Как следствие, участники фестиваля "Театральная стрелка" пришлись "по вкусу" нижегородскому зрителю.

Из 46 коллективов только 9 прошли жесткий отбор. Одними из счастливчиков стала ижевская театральная компания "Les Partisans". "Единомышленники", а именно так в переводе с французского означает название труппы, трудятся бок о бок уже 14 лет. За спиной у артистов многочисленные фестивали и проекты, а впереди амбициозные планы и захватывающе спектакли. В Нижний Новгород "Les Partisans" привезли постановку "Деликатес. Удмуртская история преступлений", основанную на документальной пьесе ижевского драматурга Михаила Соловьева.


Фото: Geo.pro

Идея спектакля пришла случайно. Коллектив каждое лето выезжает в область, где живет несколько дней и проводит читки различных материалов. Толчком к постановке "Деликатеса" стали треш-новости из криминальных сводок. Тогда было решено обратиться к местному следователю, который по совместительству является драматургом.  Михаил Соловьев действительно работает следователем в пригороде Ижевска и не понаслышке знает обстановку в Удмуртии. Он взял материалы уголовных дел, добавил свою историю и представил на свет пьесу. На минуточку, спектакль театральной компании "Les Partisans" вошел в лонг-лист национальной премии "Золотая маска - 2018" и в программу "Маска Плюс".


Фото: Geo.pro

Двери открываются, и зрители неспешно проходят в зал. Актеры уже сидят на сцене в белых комбинезонах в ультрафиолетовом свете, словно попадаешь под детектор банкнот. Тишина. Вместо просьбы выключить телефон - предупреждение для особо впечатлительных лиц, вместо грузных декораций – "белый лист". А дальше - кабинет следователя, череда допросов и следственных мероприятий. Маргинальные личности, проститутки, маньяки, насильники сменяют один другого, преступления с каждым разом становятся все нелепее, только следователь остается непоколебим и пытается разобраться в каждом деле. Его так учили в университете - "докапываться" до сути. Правда, копаться не в чем. Одна сплошная бытовуха! Он шел на энтузиазме служить в органы, разруливать сложные ситуации, решать следственные задачки, а по факту, "расследует" жестокие убийства из-за съеденного деликатеса – крабовой палочки. Поэтому следователя играет не актер, а бездушная компьютерная голова с голосом из "Яндекс.Переводчика", которую проецируют на белый занавес.

Казалось бы, что необычного в допросах?! Но Павел Зорин (режиссер) смачно "приправил" их рэп-батлами, танцами, стихами и убойной музыкой современных исполнителей. Над костюмами заморачиваться не стали, оно и к лучшему. Каждое дело сопровождалось фотографическим шаржем на преступника, а "безликие" актеры прекрасно вживались в своих героев без лишнего грима. Спектакль не казался линейным, просто не ожидалось никакого другого действия, кроме разговоров между роботом-следователем и представителями социального дна.

Как и подобает всей драматургии, кульминация случилась! Из компьютерного манекена вдруг ожил человек и заговорил со зрителем привычным голосом. Это был он, следователь Михаил Соловьев, который написал пьесу. Налицо – профессиональное выгорание  и чувство тотальной несправедливости от постоянного "общения" с маргинальными личностями.

Спектакль закончился краткой сводкой криминальной хроники. От Владивостока до Калининграда преступления на бытовой почве, и так по кругу. Финальным штрихом был пылающий огонь на белоснежных декорациях и костюмах актеров под песню группы 25/17: "В моем мире только свет…". Аплодисменты не утихали несколько минут.


Фото: Geo.pro

Все желающие остались на обсуждения, а их было много. Всех интересовал вопрос, что же это было: трагедия, с элементами фарса или комедия с нотками жутких периферийных российских реалий.
 
"Все допросы, сцены, герои – не карикатура и не реалии. Мы взяли документальный материал и попытались найти форму, от которой зритель не отвернется. Это не фарс. Это не трагикомедия. Я как режиссер сделал то, что могу сделать – передать зрителю вопрос. А уж агитка это за зож или что-то другое, решать вам", - ответил Павел Зорин режиссер спектакля.

Не меньше вопросов было о самом драматурге. После такого "удара обухом по голове" многих волновала судьба этого угнетенного следователя.

"Понимаете, раньше Миша горел на работе, говорил, мол, кто будет защищать, если не я. Он прекрасный парень, отличник, университет на одни 5ки закончил и с таким энтузиазмом шел работать. Он докапывается до правды всегда. Сегодня он все хуже и хуже, работа его съедает. Хотел сложные дела раскрывать, а там одна бытовуха. Обещал нам дослужиться до капитана и уйти. Ему всего 26 лет", - рассказала художественный руководитель театра "Les Partisans" Инге Зорина.


Фото: Geo.pro

Постановку "Деликатес. Удмуртская история преступлений" мог поставить только независимый и прогрессивный театр. В Москве вам о таком не расскажут, в Москве такого не покажут. Для столицы это отголоски мрачной периферии,  а для периферии – обычные будни. Хей, хей.
 
"Житель Камчатки забил собутыльника табуретом.

Житель Чукотки забил собутыльника стулом.

Житель Калининградской области забил собутыльника просто рукой.

А потом Солнце снова взошло над противоположной частью территории РФ.
И житель Камчатки, не найдя на этот раз целого табурета, забил собутыльника фрагментом табурета.

Это не преступность.
Это не криминальная хроника.
Это не экономические трудности.
И не социальная неустроенность.
Это песня такая.
Хей, хей".

(прим. Стих Дмитрия Данилова, которым закончился спектакль).
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Кинопремьеры второй половины ноября
IV Фестиваль "Видеть музыку" закрыт
Сыктывкарская гофманиада на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"

В Москве

"Видеть музыку". "Шут" и "Свадебка". Итоговый обзор балетных постановок
Мюзиклы на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку". Итоги
"Видеть музыку". Итоговый обзор оперных спектаклей
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть