Фото: Бурятский театр драмы имени Х. Намсараева ектакли на сцене театра им. Вахтангова
Театр, носящий имя писателя, одного из основоположников современного бурятского литературного языка, существует уже более восьмидесяти лет; сегодня в его репертуаре – десятки спектаклей по произведениям мировой, российской и национальной классике. Здесь каждые два года проходит фестиваль, собирающий лучшие спектакли соседних и родственных регионов, здесь проходят лаборатории по современной драматургии, результатами которой становятся новые строчки в афише.
“Ветер минувших времен”, спектакль, вызвавший не мало споров, рассказывает об Уржине Гармаеве, бурятском белогвардейце и военачальнике, генерале японской императорской армии. Гармаев, бывший учитель, служил при атамане Семенове, потом оказался в Маньчжурии, позже воевал на стороне Японии, добровольно сдался в советский плен и был расстрелян.
Спектакль Саяна Жамбалова – не байопик, не но новелла из серии “Жизнь замечательных людей”; можно сказать даже, что “Ветер минувших времен” не столько о Гармаеве, сколько о судьбах народа, о страшном и противоречивом времени гражданской войны, о том, как история разламывает, размалывает жизни, разбрасывает людей по свету, лишает домов, корней, родовых и культурных связей. Спектакль не выносит оценок, “Ветер минувших дней” - высказывание лирическое, трагическое – несмотря на кровавые темы, здесь много поэзии и музыки. Сохраняя признаки этнического театра, спектакль задается серьезным современным вопросом, связанным с поиском самоидентификации, с попыткой осмыслить исторический путь, связать прошлое с настоящим.
Фото: Бурятский театр драмы имени Х. Намсараева ектакли на сцене театра им. Вахтангова
Бурятскую “Ромео и Джульетту” Сойжин Жамбаловой (выпускница ГИТИСа, курс В.В. Мирзоева) трудно назвать дежурной “школьной” постановкой, в самой ткани спектакля чувствуется неслучайная потребность высказывания, индивидуальная нота постановщика. Тут лирика встречается с эпосом: тени предков кружат по огромной пустой сцене, на которой затерялись два юных существа, но в следующем эпизоде эти двое так трогательно и комично тянутся друг к другу, что жизнелюбивому эстету брату Лоренцо и бойкой и нежной кормилице приходится их растаскивать.
Эта “Ромео и Джульетта” - о том, как старики заедают век молодым: в самом финале, у надгробной плиты с распростертым на ней телом Джульетты, сидят примиренные, не живые, Ромео и Тибальт, Меркуццио и Парис, а растерянные, уставшие, родители только тщетно жалуются на судьбу.
Спектакли из Улан-Удэ стоит увидеть – не только, чтобы узнать что-то новое о бурятской культуре, но и просто потому, что это театр высокой пробы.