Ольга Любимова. Фото: ТАСС
Вечером 21 января 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении нового федерального министра культуры – Ольги Любимовой, до того бывшей директором Департамента кинематографии Минкульта.
Что на сегодня известно прессе об Ольге Борисовне Любимовой? Она – выпускница факультета журналистики МГУ и факультета театральной журналистики ГИТИС. Несмотря на театральное образование и театральные корни (о них чуть позже), большая часть карьеры Ольги Любимовой связана с телевидением и кинематографом. Так, на телевидении Ольга Любимова была корреспондентом "3 канала", ведущей ток-шоу "Горожанка", руководителем программы "Контекст" на канале "Культура". Позже она стала продюсером и шеф-редактором программ "Русский взгляд", "Православный календарь", "Регион". Последние два года (январь 2018 – январь 2020) Ольга Любимова возглавляла Департамент кинематографии Министерства культуры России вместо Вячеслава Тельнова. По данным СМИ, именно благодаря Любимовой Минкульт поддержал почти все авторские картины, ранее отправленные в "резерв".
"Российская газета" вспомнила, что в прошлом году Ольга Любимова в качестве главы департамента кинематографии побывала на Совете экспертов издания и высказалась на следующие темы, которые, по предположениям газеты, теперь получат развитие.
Ольга Любимова заявила, что власти не против присутствия российских фильмов на интернет-платформах, но необходим механизм для аналитики популярности кино на этих ресурсах и понимание, насколько тамошний успех измеряется деньгами. Она выразила беспокойство и даже боль за состояние документального кино в России: с одной стороны, ассоциации неигрового кино интересуются министерским планом развития индустрии, хотя такой план и меры поддержки отрасли должны предлагать прежде всего сами, с другой стороны – показывать такие проекты негде, линейки документальных фильмов на федеральных каналах закрываются одна за другой. Зато будущий министр выразила надежду, что отрасль преодолеет кризис профессиональных сценариев, и хорошие сценаристы рано или поздно состоятся в игровом кино. Что касается кинофорумов, Ольга Любимова отметила, что 55 кинофестивалей, которые сейчас поддерживает Минкульт, не являются списком, отлитым в золоте, и что из них стоит на основании конкурса выбирать сильнейшие. Не исключено и то, что фестивали в дальнейшем будут участвовать в питчингах.
Немного истории. Ольга Любимова – дочь ректора Щепкинского театрального училища Бориса Любимова, и актрисы театра "Современник" Марии Шверубович. Ее дядя Алексей Бартошевич –театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира. По материнской линии Ольга Борисовна – правнучка Народного артиста СССР Василия Качалова (чья настоящая фамилия тоже Шверубович), одного из основателей Московского художественного театра. Скажутся ли театральные гены на деятельности госпожи министра, покажет время.
Екатерина Фурцева. Фото: kem.kp.ru
Предыдущим министром культуры прекрасного пола в нашей стране была Екатерина Алексеевна Фурцева - министр культуры СССР в 1960—1974 годах. Политическая деятельность Фурцевой удостаивается разных оценок, но вот вклад ее в отечественную культуру несомненен. По инициативе и стараниями Екатерины Фурцевой впервые в СССР были проведены Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Московский международный кинофестиваль 1959 года, Международный конкурс артистов балета в 1969 году, выставка картин из Дрезденской галереи, а также работ С. Н. Рериха, гастроли Ива Монтана и Симоны Синьоре, недели иностранного кино. Были назначены на посты легендарные деятели культуры, обеспечившие взлет советского искусства: Юрий Григорович пришел в Большой театр, Олег Ефремов – во МХАТ, Марк Захаров – в Театр Ленинского Комсомола, Анатолий Эфрос был назначен режиссером в Театр на Малой Бронной, открылся Театр-Студия Олега Табакова. По предложению Фурцевой в период ее "правления" были созданы или построены книжный магазин "Москва" на Тверской улице, Театр на Таганке, Детский музыкальный театр Наталии Сац, Цирк на проспекте Вернадского, новое здание МХАТ и многие другие культурные объекты.
Пожалуй, такой объем достижений не "перекрыл" ни один отечественный министр культуры сильного пола. Так что Ольге Любимовой есть на кого равняться.