Cпектакль поставили режиссеры Михаил Мокеев и Михаил Рахлин, а играют в нем студенты мастерской Дмитрия Брусникина из Школы-студии МХАТ, выпуск 2015 года. Этих ребят критики заметили уже давно: их курсовые работы идут в “Практике”, Театр.doc, Учебном театре Школы-студии МХАТ. Актеры осваивают самые интересные площадки Москвы и удивляют зрителей неординарным подходом к постановке. И вот два спектакля – “Бесы” и “Второе видение” – с успехом идут в Боярских Палатах СТД.
Хороших спектаклей по Достоевскому не так уж много. Слишком сложно и длинно он писал, поэтому взяться за его постановку, да еще и романа “Бесы”, который считается одним из самых трудных и глубоких, могли только молодые и бесстрашные. Возможно, именно это и помогло им создать захватывающую и в то же время очень реалистичную атмосферу. Актёры уловили даже мельчайшие черты героев Достоевского: мужские образы получились ёмкими и трагичными, а женские – трогательными, с ноткой безумия.
Спектакль делится на три пространства. В первом нет ни сцены, ни зрительного зала. Здесь только стены из красного необработанного кирпича, арчатые своды, практически отсутствие света и звук музыкальных инструментов, который разносится эхом по мрачному пространству. Именно тут проходит собрание революционеров, где обсуждаются насущные вопросы: “Что лучше черепаший ход в болоте или на всех парах через болото?”.
Зрители смешиваются с актерами и становятся участниками действия. Все это сначала кажется очень непонятным и странным: узнаешь диалоги из книги, видишь знакомых персонажей в современной одежде, но элементы никак не соединяются воедино. Актеры то ли импровизируют, то ли придерживаются написанного сценария, тем самым вызывая больший интерес зрителя к спектаклю. Но через какое-то время адаптируешься и понимаешь, что, действительно, находишься на собрании, где царит безумство, а его участники спорят, перекрикивают, подтрунивают друг над другом. Кто-то пьет из огромного бокала, кто-то разговаривает со зрителями, а Пётр Верховенский (Василий Буткевич) исполняет рэп:
“Наведу я смуту, я смуту наведу! Посредством пятерок Россию захвачу!”
После зрителей приглашают пройти во второй зал: он уже больше похож на театральный. Здесь и происходит дальнейшее развитие сюжета. Конечно, показать весь роман Достоевского невозможно, понадобилось бы часа 4, а спектакль всего идет 2:15, поэтому представлены лишь некоторые отрывки из “Бесов”. Однако сюжет сильно не пострадал. В этом зале история вроде бы и заканчивается, но после прохода по коридору, завешанному черным пакетным целлофаном, где чувствуешь себя, как в морге или на месте преступления в каких-нибудь трущобах, что по сюжету недалеко от правды, зрители попадают на улицу, откуда раздаются звуки музыки. И это уже третья локация, где Петр Скворцов, играющий Кириллова, с аккордеоном в руках исполняет Боба Марли “Burning and Looting”.
История молодых людей, которые хотели все разрушить и построить свой новый мир, рассказанная студентами Дмитрия Брусникина, погружает в безумие романа Достоевского. После спектакля ты возвращаешься домой под сильным впечатлением, погруженным в себя, немного мрачным и озадаченным. Ты уже ни в чем не уверен, будто сумасшествие героев спектакля передалось и тебе, ведь, как оказалось, в мире “нет ни добра, ни зла, а только один безрассудок”.