Благополучие и благоденствие
8 октября 2024
Возвращение графа
8 октября 2024
Спектакль по мотивам романа Ф.М.Достоевского "Идиот" в пространстве "Внутри". Режиссер Алексей Френкель.
8 октября 2024
Впервые в Москве: Премия "Арт-платформы"
8 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Эхо фестиваля "Золотой софит" - спектакль из Выборга "Легенда маленького городка"

В конце апреля, в рамках фестиваля Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» состоялся показ нового спектакля Государственного театра драмы и кукол "Святая крепость"

Фото: Юлия Басырова
Фото: Юлия Басырова

Молодой режиссер Инна Аронова создала свой спектакль на основе рассказов двух авторов – классика современной литературы Эфраима Севелы и современного автора Александра Гутина. В произведениях этих писателей, обладающих яркой индивидуальностью, есть нечто общее – юмористический, ироничный взгляд на мир, на повседневные и даже трагические проявления жизни. Органичное сочетание столь разных произведений в одной инсценировке является несомненной заслугой режиссера.

Весь спектакль ведут спектакль четыре персонажа – двое мужчин и две женщины, которые в программке обозначены как "актеры" – Владимир Павлухин, Дмитрий Тумурук, Ольга Гурина, Дарья Цимбал. Именно из их уст звучит остроумный и раздумчивый авторский текст, которого по сравнению с игровым сценическим действием немного. Подается он артистами элегантно и оптимистично, с улыбкой. Почти с первых же минут перед зрителями предстаёт картина из жизни небольшого городского поселения на стыке России, Белоруссии и Украины, населенного преимущественно евреями. Однако, это уже не дореволюционное местечко, воспетое Шолом-Алейхемом, действие спектакля происходит в конце 30-х – начале 40-х годов, незадолго до Второй мировой войны. Сценография постановки, выполненная Елизаветой Егоровой,  минималистична – два вертикально поставленных щита из состаренных досок обозначают одновременно и наскоро сколоченный забор, и стены скромных провинциальных домишек, а также границы кухни в коммунальной квартире, где периодически происходят битвы между двумя хозяйками – одинокой Ханой Абрамовной (заслуженная артистка России Татьяна Тушина) и матерью большого семейства Розалией Моисеевной Фельдман (Ольга Смирнова).


Фото: Юлия Басырова

Как и полагается в постановке на "еврейскую тему", пикировки двух враждующих семейств, в которых принимают участие не только дочь Розалии Моисеевны Муся (Галина Басырова), но и её внук Лёвочка (Дарья Ердякова), полны остроумия. Однако спектакль не был бы так хорош, если бы был только смешным и не затрагивал бы более глобальных вопросов. Посредством юмористических эпизодов  о нелепой страсти к лечению главы семейства Фельдманов Мули (заслуженный артист России Николай Устинов-Лещинский), а также о том, как Фельдманы хотели "отмазать" своего сына Додика (Михаил Никулин) от армии, зрители знакомятся с еще одной достопримечательностью городка – доктором Беленьким (Максим Гладков), не берущим плату за лечение с бедных. Затем спектакль вырастает в прекрасную историю  о том, как жители городка объединяются в благородном деле помощи двум бедным влюбленным.  Даже враждующие соседки по коммунальной квартире начинают испытывать друг к другу добрые чувства, совместно готовя свадьбу "недоделанного" тележечника Шнеера (Антон Косолапов) и некрасивой поломойки Стефы (Арина Лабецкая), у которых из-за бедности и забитости не было даже надежд на какое-то личное счастье.  Этот добротно поставленный режиссером и мастерски разыгранный артистами сюжет захватывает настолько, что на какой-то момент заставляет зрителей забыть о том, что они находятся в театре. Во время относительно недолгого спектакля (продолжительностью 1 час 20 минут) зрители переживают если не катарсис, то большой силы сопереживание и сочувствие. Слёзы умиления выступают на глазах, хочется вместе с героями отплясывать веселый свадебный танец или идти в траурной процессии за гробом Стефы, неожиданно умершей от родовой горячки.


Фото: Юлия Басырова

За этими перипетиями следует трогательный эпилог, проговариваемый артистами, – о трагическом конце Шнеера, который, для того, чтобы не разлучаться со своим сынишкой, начал работать истопником в Доме малютки, а в начале  войны из-за нелепой случайности не смог уехать в эвакуацию и, подобно многим другим, был расстрелян нацистами.  Артисты оставляют свою обувь в центре сцены и уходят в её глубь, в то время как сверху обрушивается настоящий дождь из старой обуви. Этот ёмкий режиссерский прием напоминает о горах обуви, найденных в нацистских лагерях смерти, о миллионах погибших от рук нацистов, о том, что прекрасного мира, описанного Эфраимом Севелой, уже нет на карте, как уже практически нет носителей языка идиш, на котором разговаривали герои его рассказов. Остался только романс "Бублички", о котором под занавес вспоминает мальчик Лёва. И это внушает надежду – значит, кто-то выжил, и жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Трагическое и смешное, уродливое и прекрасное  переплетаются в спектакле, который можно назвать не только реквиемом по ушедшим, но и гимном стойкости и жизнелюбию. 


Фото: Юлия Басырова

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Благополучие и благоденствие
Возвращение графа
Впервые в Москве: Премия "Арт-платформы"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть