"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Эксперимент и шизофрения – это не одно и то же

На Московском культурном форуме 2016 обсудили проблемы современного театра

Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Московский культурный форум прошел в преддверии Дня театра, и неудивительно, что особый интерес участников вызвали вопросы развития театрального искусства. Режиссёры, актёры, зрители делились тревогами по поводу его будущего. Театр – живой организм, и сегодня он, безусловно, меняется, жаль порой не в лучшую сторону.

Беду сегодняшнего театра режиссёр и сценарист Николай Губенко видит в отсутствии актуальности. "В СССР каждый театр ставил современную пьесу, и зритель шёл толпой в желании услышать что-то важное, он хотел осознать, что происходит в его жизни через сцену, - вспоминает он. - Сегодня же в театре идет или классика, или "развлекаловка". Конечно, и релаксация необходима, но если считать расслаблением восприятие бессмысленных текстов и присутствие на сцене порой не очень красивых обнаженных тел… я не думаю, что это движение вперед", - заключил Губенко.

С ним согласен Геннадий Хазанов, который по поводу "смелых воплощений образов" язвительно заметил: "Почему мы должны на это смотреть? Эксперимент и шизофрения – это не одно и то же".

Оба мэтра сцены считают, что классику не нужно переделывать, она потому и живет веками, что актуальна всегда, и важно только подчеркнуть то, что связывает её с настоящим. Например, вечная тема Салтыкова-Щедрина – проблема взяточничества – актуальна и сегодня, поэтому нет смысла кромсать или переиначивать его текст.
 
Представители же молодого поколения убеждены, что в первую очередь театр – территория свободы. Они предостерегли государство и церковь от попыток влиять на творчество. Как только режиссёр или автор ограничен цензурой, пусть даже самоцензурой, искусство заканчивается. Например, в пьесах гениального Шекспира сплошь убийства, предательства, прелюбодейства. Режиссер Юлия Ауг уверена, что если бы этот драматург творил сегодня, ни один спектакль не мог бы состояться.

Говорили на форуме и о театральном образовании. Художественный руководитель электротеатра Станиславского Борис Юхананов высказал мнение, что профессиональная среда сегодня не готова к встрече с новым поколением режиссёров и не знает, как правильно их подготовить. "Нужно учиться ремеслу передачи мастерства в режиме войны, - сказал Юхананов. - Реальной войны за души и сердца. Она идёт: мы видим её в современной культуре, в посланиях молодых режиссёров, порой творящих очень интуитивно. Главная задача для педагога – стать своего рода "медиумом", проводником ученика, чтобы помочь ему выразить себя".

Актёрская школа жива, и сейчас идёт обновление драматургии, не сомневается доктор искусствоведения Силюнас Видмантас. Например, Театр на Таганке приглашает совсем неизвестных режиссёров в проект "Репитиция". Но только жаль, что сегодня среди них нет молодых "Володиных" и "Вампиловых".

Проблемы современного театра – это во многом вопросы развития социума, считают участники форума. В советское время театр был на самом острие духовной, общественной жизни. Он был всем: и телевизором, и газетой, и интимным разговором на кухне. Театр ощущал свою огромную нужность для страны, болел её живой болью.

Изменилось время и зритель, театр тоже вынужден преобразовывать и свою оптику, и свою эстетику. Такая смена не проходит быстро. Становление происходит на наших глазах, и не всегда проходит гладко. Но можно сказать точно - оно еще не окончено.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть