Заходя в зал, зритель видит артистов, каждый из которых рассказывает одну из историй о Мюнхгаузене. Актеры будто разминаются в театральном классе перед спектаклем. Это обескураживает и заинтересовывает одновременно: третьего звонка еще не было, а на сцене уже что-то происходит.
И вот начинается спектакль. Перед нами появляются титры, а следом невероятно мощная энергия Марии Карпичевой в роли Мюнхгаузена врывается в зал. Заслуженная артистка России говорит по-немецки, но субтитры не нужны, так как зритель все понимает и чувствует благодаря интонации. Мария Карпичева не единственная, кто играет Мюнхгаузена: здесь каждый актер попробует себя в роли рассказчика ярких, небывалых историй. Так перед зрителем появятся тринадцать разных баронов.
Спектакль можно разделить на две части. Первая – своеобразная история становления театра, как искусства. Степан Пектеев показал публике, как все развивалось. Ритуальный, античный, классический – зрители увидели все этапы взросления театра. Параллельно в этой же части развивалась история Мюнхгаузена. Самые забавные случаи из жизни барона зрителям были преподнесены в новом формате: немножко черного юмора и неординарные находки режиссера.
Вторая часть спектакля – калейдоскоп историй, рассказанных актерами. Каждый из них показал своего Мюнхгаузена. Все актеры делились историями из своей профессиональной жизни, которые заставляли зал хохотать, умиляться и сочувствовать. Эта часть была не так содержательно наполнена, как первая, и больше напоминала капустник, но оставила только позитивное впечатление.
"Кто я? Я актриса? Я персонаж? Я барон фон Мюнхгаузен?" - именно эти вопросы задавала сама себе Мария Карпичева с экрана. Кто такой актер? Когда заканчивается роль, и начинается артист, человек? Кто такой Мюнхгаузен на самом деле? Был ли он актером? Безусловно "да": "без декораций, без музыки, без диплома ГИТИСа, но безусловно Мюнхгаузен артист".
Спектакль призывает зрителей найти в себе Мюнхгаузена: позитивно смотреть на жизнь, никогда не унывать и фантазировать как барон. Актеры уверяют – у этого выдумщика есть чему поучиться, он дарил радость людям, как настоящий артист, вдохновляя и поднимая настроение своими историями.
Обычно при имени Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен нам вспоминается барон в исполнении Олега Янковского, кто-то воображает рассказчика-лгуна, который все приукрашивает и дурит людей своими небылицами. Спектакль Кировского Театра на Спасской разрушает привычные стереотипы: персонаж оказался сложнее, чем казалось. Теперь образ Мюнхгаузена будет ассоциироваться не только с бароном из фильма или просто выдумщиком, но и со всеми творческими людьми: писателями, актерами, художниками, которые помогают сделать нашу жизнь ярче и интересней.