Инициатор всероссийского форума "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Первым под звуки вступления на авансцене появился молодой человек в костюмчике с маской-фото Прокофьева на затылке. Он и пригласил всех к началу представления, точнее к разгоревшемуся спору. Трагики, Комики, Лирики, Чудаки и Пустоголовые высыпали из колоды карт, которые были разложены пасьянсом на вертикальном занавесе. На каждом затылке массовки красовались маски с фотографиями Мейерхольда, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Есенина, Маяковского - знаменитых современников Прокофьева, ищущих, как и сам композитор, новые пути в искусстве постреволюционной эпохи. Канон в хоре полифонически изобразил полемику в культурной среде тогдашней России о театральных жанрах. Сказочная культурология играла не последнюю роль в постановке, отсылающей к истории искусства и его деятелям. Буффонные герои весьма напоминали персонажей исторических. Дальше началось лицедейство других масок, персонажей итальянской комедии дель арте.
Команда придумщиков версии траги-комедийной сказки Гоцци-Прокофьева из славного города Астрахань полностью следовала канонам жанра, преувеличивая театральную колоритность героев, ситуаций и визуальных представлений. Каждому персонажу режиссёр Алексей Смирнов и дирижёр Валерий Воронин определили индивидуальные поведенческие и музыкальные особенности воплощения характеров. Изобретательность выдумки не знала границ. Походка, манеры, гримасы и прочие фенички у разных типажей были эксклюзивны, сценически выпуклы. Карточный дом-дворец Короля Треф расположился на заднике сцены. Сценограф Елена Бодрова поставила в левый угол пространства огромный трон, где восседал Трефовый король, облачённый в одежды а ля царь Всея Руси и шапку Мономаха. Принц, большой ребёнок, болеющий ипохондрией, наоборот носил простую одежду и сидел на малюсеньком троне, будто на детском горшочке.
Сочинители постановки и автор костюмов Ольга Сидоренко не отказали себе в удовольствии поиграть с аллюзиями. Горе отца, поддерживающего заколдованного ведьмой Фата Морганой принца, зафиксировалось мизансценой с картины Репина "Иван Грозный убивает своего сына". И тут же преломилось в комедийном свете цитаты из Леонида Гайдая: "Казань брал, Астрахань брал... Шпака не брал". Такая вот вышла забавная двусмысленность астраханцев. А Маг Челий своим обликом уж очень напоминал Григория Распутина, тем более, что помогал правителю излечить его наследника. Это хороший способ вовлечь зрителя в игру декодирования театрального языка. По-сказочному вычурные наряды Труффальдино, Панталоне, волшебников, принцесс, придворных акцентировали жанровую типичность сценических образов.
Буффонная кухарка - рыжий детина с бородой - был выразителен в своём каррикатурном образе, заслуженно сорвав смех и аплодисменты. Две появившиеся из гигантски выросших апельсинов Линетта и Николетта предстали в виде гусеницы и белокрылки. Прекрасная Нинетта в образе бабочки, также вылетела из подгнивающего в жаркой пустыне цитрусового плода.
Балетные дивертисменты, поставленные Ксенией Поповой и Ильёй Саушкиным, выглядели наглядным приношением знаменитым дягилевским сезонам. Костюмы танцующих рабочих и работниц отсылали отчасти к Малевичу.
Яркая зрелищность и приподнятая театральность были присущи всему спектаклю волжских гастролёров. Сказочность и реальность тесно переплетались в гротескной ауре происходящего. Прокофьевский сарказм иногда прорывался в режиссёрском взгляде на вечные проблемы человеческой натуры. Злой и добрый смех звучал важным голосом общей партитуры спектакля.
Музыкально-исполнительская составляющая очень порадовала. Оркестр под предводительством Валерия Воронина выказал тембральную красоту прокофьевского письма, азарт ритмической прихотливости и тесситурный воздух знаменитых диссонансов композитора.
Приглашённые артисты - солист Мариинского театра Олег Сычёв (Король Треф), солист Большого театра Александр Чернов (Принц) и МАМТовец Максим Осокин (Кухарка) априори звучали крепко, устойчиво и выразительно. Анна Радугина (Нинетта) уместно запела высоким тоненьким "бабочкиным" голоском. Мелодекламационный стиль вокальных партий в опере помог всему вокальному составу добиться хорошей артикуляции, тексты произносились очень понятно для слушателя.
Премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" на родной сцене Астраханского театра состоялась в марте 2024 года. Московский показ в рамках всероссийского смотра "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ-2024" произвёл запоминающееся впечатление.