Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

22 ноября 2016 8:54

Театр Моссовета представил свою версию "Месяца в деревне" Тургенева

Случайное ли это совпадение или продуманная репертуарная политика, но, тем не менее, в Театре им. Моссовета настало время Тургенева.

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Сначала на большой сцене показали премьеру Юрия Еремина “Baden-Баден” (по роману “Дым”), мелодраму на фоне комических споров карикатурных славянофилов и западников, а теперь, на “Сцене под крышей”, молодой режиссер Иван Орлов (ученик Хейфеца уже сделал здесь пару сезонов назад “Машеньку” по В. Набокову) поставил “Месяц в деревне”.

Пьесу Тургенева, с ее элегичностью, с ее знаменитым тонким кружевным плетением сюжета, давно уже не ставят “как есть” – поэзия певца дворянской уходящей натуры, как правило, подвергается довольно жестким, постмодернистским ли, сатирическим ли, операциям. Оно и понятно: сегодняшняя, преимущественно, городская жизнь с совсем иным стилем человеческих взаимоотношений, с другим образом жизни, с иной социальной иерархией и т.д. и т.п. требует от художника осмысленной и честной работы с классическим текстом. Например, в спектакле Евгения Марчелли (Ярославский театр драмы) воздушная пьеса Тургенева наполнялась плотной жизненной фактурой, с избыточной чувственностью, с открытой сексуальностью. Спектакль Ивана Орлова – совсем другой, но ему, как и ярославскому, свойственна изрядная доля иронии.

Фото: Елена Лапина

Пространство, созданное на небольшой сцене художником Евгением Лемешонком, отсылает не к образу старинной усадьбы; скорее, это что-то, вроде веранды в каком-то современном пансионате или в загородном коттедже, где проживает стильная современная красавица Наталья Петровна Ислаева. Зеленые деревянные стены, много проемов, много воздуха, сверху – крыша из искусственной, ядовитого цвета, листвы. В какой-то момент тут обнаружится тщательно замаскированная дырка, ведущая на крышу – проворная Наталья Петровна, забыв про плавность своих тщательно отрепетированных манер, подставит стремянку и поспешно полезет вслед за своим молодым возлюбленным. Есть еще небольшой помост, эстрада, на котором дачный бэнд под руководством местечкового мачо Ракитина будет деловито и безголосо лабать песни “Аквариума”.
 
Фото: Елена Лапина

В этом спектакле все – молодые: не только Верочка, которая в исполнении Надежды Лумповой иногда напоминает обаятельных, правдолюбивых героинь из шестидесятнических пьес – по-подростковому резкая, и в интонациях, и в движениях, откровенно неискушенная в женских играх, в любовных (да и любых других) интригах, бросающаяся в каждое свое решение как в омут. Впрочем, сыграна она, в отличие от шестидесятнических героинь, с мягкой иронией. В финале ее подвижное лицо с широко открытыми глазами застынет в гримасе какого-то недетского горя, и, согласившись на брак с непропорциональным, неловким Большинцовым, Верочка бросится упаковывать чемодан. С упрямым упорством будет пихать туда огромного, длиннющего змея, которого когда-то смастерил студент Беляев.


Фото: Елена Лапина

Молода не только она – тут и сама Наталья Петровна (Наталья Ноздрина), умеющая красиво носить красивые вещи, настоящая актриса по жизни, с наслаждением манипулирующая окружающими мужчинами, – тоже не тронута солидной мертвенностью, и в моменты эмоционального накала мгновенно выходит из образа светской львицы. Можно вспомнить, например, их смешную драку с Верочкой – две молодые женщины, перестав играть в сестер, благодетельниц и воспитанниц, как школьницы, дерутся из-за обалдевшего паренька-балбеса в полосатой майке и кепке (Семен Шомин), которому и остается только их разнимать.


Фото: Елена Лапина

Молод и симпатичен сам Ислаев – режиссер вместе с актером Сергеем Зотовым придумали его большим, жизнерадостным человеком, с широким шагом, с широкими жестами рук. Светясь подкупающей радостью, этот огромный ребенок в розовых шортах, обнаружившихся под рабочим комбинезоном, демонстрирует всем новую, игрушечную, пластмассовую веялку. Крутит ручку, и во все стороны, и на персонажей, и на зрителей первого ряда, сыпется зерно. До тонкостей жизни ему просто нет дела, разговоры о деликатном в тягость: когда уж приходится объясняться, Ислаев делает робкие шажочки на встречу Ракитину, да и то, потому что в спину его подталкивает старая мать.


Фото: Елена Лапина

Лариса Кузнецова играет свою героиню экстравагантной декаденткой – в длинном платье в лиловых цветах, в сложносочиненной шляпе, она порывисто хватает микрофон, озвучивая интимные подробности семейной жизни надрывным ломаным голосом. Молод здесь и Ракитин (Владислав Боковин) – провинциальный модник в красных штанах, в футболке с портретом Тургенева, чуть театральный, чуть клоунский, слабый, несколько истеричный, но совсем не злой человек. Маска недолюбовника-дурачка спадает с него ближе к финалу, когда в сцене разговора с Беляевым Ракитин демонстрирует вдруг проявившееся, совсем не фанфаронское, мужество.

Впрочем, все герои спектакля продуманы подробно, а отдельные сцены смотрятся изобретательными скетчами – страстная Катя (Кристина Исайкина), одетая как лесная нимфа, отрывает усы карикатурному немцу-гувернеру (Антон Аносов); Верочка вручает Беляеву на прощанье увесистую книжку стихов, молодые люди, наслаждающиеся собственной жизненной силой, бросаются плюшевыми, зелеными и красными, яблоками, густо рассыпанными по сцене. Рискованным кажется только решение мальчика Коли, воспитанника Беляева – его, как и старого Большинцова, играет Юрий Черкасов, выходящий в начале к первым рядам партера в образе клоуна. Кажется, что такое, несколько старомодное, решение слишком уж травестирует пьесу Тургенева, которая в спектакле театра им. Моссовета и так тяготеет к комедии.

Фото: Елена Лапина

Драматические сцены даются чуть натужнее, чуть тягостнее, нежели моменты игровые и ироничные – от того провисает начало второго акта, с чередой любовных объяснений. Драматическую ноту удается усилить Наталье Петровне: знаменитая фраза “все вы прекрасные люди…” здесь вдруг звучит особенно горько, в контрасте с общей легкомысленной атмосферой. Впрочем, со временем спектакль как будто выравнивается, и к финалу позволяет себе и легкую сентиментальность, но столь деликатную и оправданную общим стилем постановки, что к этому чувству с удовольствием подключаешься. Общая суета, сборы, Верочка упаковывает вещи, на заднем плане меряет сцену решительными шагами стремительная Наталья Петровна, волоча за собой большой чемодан с вываливающейся одеждой. Но в той, довольно гармоничной, картине мира, которую нарисовал режиссер, трагедии мимолетны, естественны и не фатальны. И вот уже милый, но не очень деликатный Ислаев несет жене юбилейный торт со свечками в виде цифры “30”, а Наталья Петровна, присев на ступеньки, хватает огромный кусок прямо рукой, и ест жадно, с аппетитом, размазывая крем по губам.
 
Обаяние этого “Месяца в деревне” – в честной интонации режиссера: тот редкий случай, когда отдельные гэги логически связаны с общим строем спектакля, когда каждый из персонажей (хотя иногда кажется, что им чуть-чуть не хватает какой-то скрытой от нас содержательной глубины) подробно придуман. Комедийная же, по большей части, жанровая природа объясняется не маркетинговыми задачами, а личным опытом прочтения пьесы молодым (здесь это именно качество и свойство, а не недостаток) режиссером.         
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть