"Ясная Поляна-2019" объявила лауреатов
16 октября 2019
39-й Международный студенческий фестиваль ВГИК стартует в Москве сегодня, 14 октября
14 октября 2019
Сегодня мог бы отметить 85-летие Михаил Козаков
14 октября 2019
Топ-5 событий на время школьных каникул
14 октября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

22 ноября 2016 8:54

Театр Моссовета представил свою версию "Месяца в деревне" Тургенева

Случайное ли это совпадение или продуманная репертуарная политика, но, тем не менее, в Театре им. Моссовета настало время Тургенева.

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Сначала на большой сцене показали премьеру Юрия Еремина “Baden-Баден” (по роману “Дым”), мелодраму на фоне комических споров карикатурных славянофилов и западников, а теперь, на “Сцене под крышей”, молодой режиссер Иван Орлов (ученик Хейфеца уже сделал здесь пару сезонов назад “Машеньку” по В. Набокову) поставил “Месяц в деревне”.

Пьесу Тургенева, с ее элегичностью, с ее знаменитым тонким кружевным плетением сюжета, давно уже не ставят “как есть” – поэзия певца дворянской уходящей натуры, как правило, подвергается довольно жестким, постмодернистским ли, сатирическим ли, операциям. Оно и понятно: сегодняшняя, преимущественно, городская жизнь с совсем иным стилем человеческих взаимоотношений, с другим образом жизни, с иной социальной иерархией и т.д. и т.п. требует от художника осмысленной и честной работы с классическим текстом. Например, в спектакле Евгения Марчелли (Ярославский театр драмы) воздушная пьеса Тургенева наполнялась плотной жизненной фактурой, с избыточной чувственностью, с открытой сексуальностью. Спектакль Ивана Орлова – совсем другой, но ему, как и ярославскому, свойственна изрядная доля иронии.

Фото: Елена Лапина

Пространство, созданное на небольшой сцене художником Евгением Лемешонком, отсылает не к образу старинной усадьбы; скорее, это что-то, вроде веранды в каком-то современном пансионате или в загородном коттедже, где проживает стильная современная красавица Наталья Петровна Ислаева. Зеленые деревянные стены, много проемов, много воздуха, сверху – крыша из искусственной, ядовитого цвета, листвы. В какой-то момент тут обнаружится тщательно замаскированная дырка, ведущая на крышу – проворная Наталья Петровна, забыв про плавность своих тщательно отрепетированных манер, подставит стремянку и поспешно полезет вслед за своим молодым возлюбленным. Есть еще небольшой помост, эстрада, на котором дачный бэнд под руководством местечкового мачо Ракитина будет деловито и безголосо лабать песни “Аквариума”.
 
Фото: Елена Лапина

В этом спектакле все – молодые: не только Верочка, которая в исполнении Надежды Лумповой иногда напоминает обаятельных, правдолюбивых героинь из шестидесятнических пьес – по-подростковому резкая, и в интонациях, и в движениях, откровенно неискушенная в женских играх, в любовных (да и любых других) интригах, бросающаяся в каждое свое решение как в омут. Впрочем, сыграна она, в отличие от шестидесятнических героинь, с мягкой иронией. В финале ее подвижное лицо с широко открытыми глазами застынет в гримасе какого-то недетского горя, и, согласившись на брак с непропорциональным, неловким Большинцовым, Верочка бросится упаковывать чемодан. С упрямым упорством будет пихать туда огромного, длиннющего змея, которого когда-то смастерил студент Беляев.


Фото: Елена Лапина

Молода не только она – тут и сама Наталья Петровна (Наталья Ноздрина), умеющая красиво носить красивые вещи, настоящая актриса по жизни, с наслаждением манипулирующая окружающими мужчинами, – тоже не тронута солидной мертвенностью, и в моменты эмоционального накала мгновенно выходит из образа светской львицы. Можно вспомнить, например, их смешную драку с Верочкой – две молодые женщины, перестав играть в сестер, благодетельниц и воспитанниц, как школьницы, дерутся из-за обалдевшего паренька-балбеса в полосатой майке и кепке (Семен Шомин), которому и остается только их разнимать.


Фото: Елена Лапина

Молод и симпатичен сам Ислаев – режиссер вместе с актером Сергеем Зотовым придумали его большим, жизнерадостным человеком, с широким шагом, с широкими жестами рук. Светясь подкупающей радостью, этот огромный ребенок в розовых шортах, обнаружившихся под рабочим комбинезоном, демонстрирует всем новую, игрушечную, пластмассовую веялку. Крутит ручку, и во все стороны, и на персонажей, и на зрителей первого ряда, сыпется зерно. До тонкостей жизни ему просто нет дела, разговоры о деликатном в тягость: когда уж приходится объясняться, Ислаев делает робкие шажочки на встречу Ракитину, да и то, потому что в спину его подталкивает старая мать.


Фото: Елена Лапина

Лариса Кузнецова играет свою героиню экстравагантной декаденткой – в длинном платье в лиловых цветах, в сложносочиненной шляпе, она порывисто хватает микрофон, озвучивая интимные подробности семейной жизни надрывным ломаным голосом. Молод здесь и Ракитин (Владислав Боковин) – провинциальный модник в красных штанах, в футболке с портретом Тургенева, чуть театральный, чуть клоунский, слабый, несколько истеричный, но совсем не злой человек. Маска недолюбовника-дурачка спадает с него ближе к финалу, когда в сцене разговора с Беляевым Ракитин демонстрирует вдруг проявившееся, совсем не фанфаронское, мужество.

Впрочем, все герои спектакля продуманы подробно, а отдельные сцены смотрятся изобретательными скетчами – страстная Катя (Кристина Исайкина), одетая как лесная нимфа, отрывает усы карикатурному немцу-гувернеру (Антон Аносов); Верочка вручает Беляеву на прощанье увесистую книжку стихов, молодые люди, наслаждающиеся собственной жизненной силой, бросаются плюшевыми, зелеными и красными, яблоками, густо рассыпанными по сцене. Рискованным кажется только решение мальчика Коли, воспитанника Беляева – его, как и старого Большинцова, играет Юрий Черкасов, выходящий в начале к первым рядам партера в образе клоуна. Кажется, что такое, несколько старомодное, решение слишком уж травестирует пьесу Тургенева, которая в спектакле театра им. Моссовета и так тяготеет к комедии.

Фото: Елена Лапина

Драматические сцены даются чуть натужнее, чуть тягостнее, нежели моменты игровые и ироничные – от того провисает начало второго акта, с чередой любовных объяснений. Драматическую ноту удается усилить Наталье Петровне: знаменитая фраза “все вы прекрасные люди…” здесь вдруг звучит особенно горько, в контрасте с общей легкомысленной атмосферой. Впрочем, со временем спектакль как будто выравнивается, и к финалу позволяет себе и легкую сентиментальность, но столь деликатную и оправданную общим стилем постановки, что к этому чувству с удовольствием подключаешься. Общая суета, сборы, Верочка упаковывает вещи, на заднем плане меряет сцену решительными шагами стремительная Наталья Петровна, волоча за собой большой чемодан с вываливающейся одеждой. Но в той, довольно гармоничной, картине мира, которую нарисовал режиссер, трагедии мимолетны, естественны и не фатальны. И вот уже милый, но не очень деликатный Ислаев несет жене юбилейный торт со свечками в виде цифры “30”, а Наталья Петровна, присев на ступеньки, хватает огромный кусок прямо рукой, и ест жадно, с аппетитом, размазывая крем по губам.
 
Обаяние этого “Месяца в деревне” – в честной интонации режиссера: тот редкий случай, когда отдельные гэги логически связаны с общим строем спектакля, когда каждый из персонажей (хотя иногда кажется, что им чуть-чуть не хватает какой-то скрытой от нас содержательной глубины) подробно придуман. Комедийная же, по большей части, жанровая природа объясняется не маркетинговыми задачами, а личным опытом прочтения пьесы молодым (здесь это именно качество и свойство, а не недостаток) режиссером.         
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Ясная Поляна-2019" объявила лауреатов
39-й Международный студенческий фестиваль ВГИК стартует в Москве сегодня, 14 октября
Сегодня мог бы отметить 85-летие Михаил Козаков

В Москве

Топ-5 событий на время школьных каникул
Азиатский алмаз. Филармонический оркестр Сеула, дирижер Маркус Штенц представили азиатско-русско-европейскую музыку в концертном зале "Зарядье"
Фестиваль "Уроки режиссуры" и выставка "Первые сюжеты. Лица российской сцены рубежа тысячелетий"
Новости театра
В ноябре в столице вновь пройдет Второй Московский международный фестиваль театров теней
Вчера 15:25
Театральный "Хаос" приближается
15 октября 17:48
Умерла актриса Надежда Каратаева, вдова великого артиста Анатолия Папанова
11 октября 13:03
Александра Захарова официально стала режиссером неоконченного спектакля своего отца Марка Захарова
10 октября 13:04
Впервые в Рязани: "Метаморфозы. Фестиваль одного дня" Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова
8 октября 14:21
Челябинский театр оперы и балеты им. Глинки отложил начало театрального сезона и отменил первый спектакль
7 октября 18:32
В ноябре в столице начнет работу проект "Лаборатория русского языка"
3 октября 10:00
Ушел из жизни Марк Захаров, худрук театра "Ленком"
28 сентября 12:39
Красноярский музыкальный театр открыл свой 61 творческий сезон
21 сентября 19:18
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть