Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

30 сентября 2021 20:12

Иркутский Музыкальный театр приехал на фестиваль "Видеть музыку" с "Женихами"

Фестиваль проводится Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Минкульта РФ с использованием гранта Президента России.

Сцена из фарс-оперетты "Женихи". Фото предоставлены автором.
Сцена из фарс-оперетты "Женихи". Фото предоставлены автором.

Фестиваль "Видеть музыку" продолжает свою масштабную программу, рассчитанную на два месяца. Фестиваль проводится Ассоциацией музыкальных театров в шестой раз при поддержке Минкульта РФ с использованием гранта Президента России. Афиша фестиваля чрезвычайно разнообразная и мультижанровая – она реально демонстрирует состояние музыкального театра на сегодняшний день, которое можно квалифицировать как весьма профессиональное и творческое.

Оперетту Исаака Дунаевского "Женихи" на сцене Центра культуры и искусства "Меридиан" показал Иркутский областной музыкальный театр имени Н. Загурского. Театр со славными традициями, постоянно находящийся в творческом поиске, совершенно не боящийся ни новых названий, ни провокационных сюжетов, ни экспериментальной режиссуры. Настоящий живой театр – равно интересный как в бесспорных победах, так и в неоднозначных решениях.

Режиссер Николай Покотыло взялся за эту работу по инициативе театра: руководству пришла идея поставить ранний опус Исаака Дунаевского, да и артистам было интересно поработать над эксцентричным, буффонным материалом.


Фарс-оперетта "Женихи". Максим Колесников - Гусь-Плешковский, Вера Щепёткина - Аграфена Саввишна, народный артист РФ Владимир Яковлев - Штобышев.

Написанная в 1927 году, оперетта на тексты Сергея Антимонова и Николая Адуева рифмуется с повесткой того времени: "12 стульями" Ильфа и Петрова (роман, кстати, тоже создан в 1927 году), сатирическими рассказами Михаила Зощенко. И прежде всего - ярой антиклерикальной сатирой, которой была буквально наполнена эпоха 20-х годов. Ну и гротескное изображение нэпманской буржуазии с ее мещанством и меркантильностью, разумеется, тоже налицо. Сегодня все это кажется излишне пропагандистским и плоским. И только талант Ильфа, Петрова, Зощенко и других великих сатириков того времени поднимает их злободневные тексты до уровня большой литературы. Таким талантом товарищи Антимонов и Адуев явно не обладали. Да и Дунаевский, несмотря на разнообразие жанров в партитуре – и полька, и галоп, и чардаш, и фокстрот, и танго, не говоря уже об использовании пародийных псевдоцитат – от Мусоргского, Рубинштейна, Россини до траурного марша Шопена, гением себя в этом опусе не проявил. Впрочем, весь этот эклектичный музыкальный коктейль оркестр под  управлением Виктора Олина играет лихо и даже с блеском. Авторы сочинили оперетту-пародию, в которой высмеивалось все подряд: церковь, нэпманы, классическая опера, венская оперетта. Возникает вопрос, зачем ставить и играть подобный материал спустя почти 100 лет в совершенно ином культурном контексте?  

Похоже, Николай Покотыло попытался решить этот вопрос в актуальном духе пост-постмодернизма, создав пародию в кубе. Взяв на вооружение соцарт 70-х, он вместе с артистами предлагает повеселиться и над попами, и над нэпманами, и над теми, кто над ними веселился 100 лет назад. Так что целевая аудитория "Женихов" – те, для кого вся эта веселуха несет хоть какой-то заряд информации.

Сценограф Евгений Терехов поместил персонажей соцартовской комедии масок в геометрические декорации, вызывающие ассоциации с Татлиным и другими художниками 20-х годов. Присутствуют здесь и визуальные элементы русского модерна и ар-деко – особенно в костюмах Анастасии Шепалинской. Аграфена Саввишна (Вера Щепеткина) сначала предстает в виде мадам Баттерфляй – голова в бигуди, китайский шелковый халат. В сцене свадьбы она в псевдорусском костюме с кокошником. Дьякон (Гейрат Шабанов) – главная мишень атеистической сатиры – одет как католический пастор (видимо, на всякий случай – чтобы не возбудились православные активисты). Впрочем, это не сильно помогает: тезис Маркса "религия – опиум для народа", подхваченный аферистом Бендером, все равно чрезмерно навязчив в этом спектакле, где принципиально нет ни живых людей, ни живых чувств – тотальная клоунада, буффонада и балаган.


Фарс-оперетта "Женихи". Заслуженная артистка РФ Любовь Полякова - мадам Пендрик.

Артисты хорошо поют – замечательно прозвучал квартет женихов – Александр Айдаров (Повар), Владимир Яковлев (Гробовщик), Виктор Лесовой (Извозчик) и Гейрат Шабанов (Дьякон). Отлично двигаются девушки с "низкой социальной ответственностью" под руководством харизматичной мадам Пендрик (Любовь Полякова). Обаятельны и выразительны Максим Колесников в роли Маркера и Николай Мальцев в роли восставшего из гроба Ивана Самсоновича. Как будто все на месте для создания веселого развлекательного шоу. Но публика смеется неохотно и крайне редко. И виноваты в этом вовсе не артисты и не музыканты. А, пожалуй, сам материал – весьма и весьма посредственный. Не зря эта оперетка не оставила после себя ни одного настоящего хита, достойного Дунаевского. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть