Фото: Александра Муравьёва
Буквальной "экранизации" бунинской прозы на вечере не показали. Хотя были танцевальные новеллы и один балет, так или иначе посвященные "войне полов" — не в модном смысле гендерного равноправия, но как некий физический "бой" — аналог психологического боя. Это вполне очевидная тема для современного танца, пластикой призванного отражать вселенскую дисгармонию.
Осипова, бывшая прима Большого театра, которую российские балетоманы знают и помнят как яркую классическую балерину, в Европе по-прежнему танцует старинную хореографию, и много. Но современный танец – в личностном преломлении — ее сильно увлекает. Что неудивительно: креативность героини проекта, что называется, торчала из щелей любой классики с ее участием. За своеобразие трактовок Осипову и любят.
На концерте была показана мировая премьера "Я в порядке", которую автор, мастер contemporary dance Джейсон Киттельбергер, сам станцевал с Осиповой. Автор смешал массу сногсшибательных — и в прямом смысле — телодвижений (кажется, что тазобедренный сустав вот-вот вывернется наизнанку, а "вихлявый" корпус улетит или разделится на части), бросая героев из напора в релакс — и обратно. Это, по замыслу, перманентный взрыв самолюбий: партнерша всем телом виснет на партнере, пластика выражает взаимную усталость друг от друга, скрипучий линолеум на сцене добавляет акустических красок, а разница исполнительских техник а точнее, сценических привычек участников дуэта выражается прежде всего в повышенном актерстве танцовщицы (детали актерства она сама и придумала).
Фото: Александра Муравьёва
Номер "Не покидай меня" (на знаменитый шансон Жака Бреля) требует, в соответствии с упорно направленной эмоцией текста, повторения одного настроения – тоскливого отчаяния и мольбы. Австралийский хореограф Мюриэль Танкар так и поставила танец – череду вознесенных к небу рук и катаний по полу. Осипова выходит на сцену в черном платье, чтобы нервно двигаться по системе "ноги от горя не держат". Атмосфера "то ли жива, то ли мертва" выражена вполне прямолинейно: тело, то есть как бы душа, сжимается в комок. И да, героиню жалко.
Трио "Qutb" (как сообщает программка, по-арабски — "ось", "стержень" и "праведный человек") поставлено европейским хореографом Сиди Дярби Шеркауи. Марокканец по отцу, он часто обращается к музыке и мотивам Востока, сопрягая это с наработками западной культуры. И, как правило, получается не обыденная постмодернистская мешанина текстов, но умное пластическое высказывание с четко выверенной драматургией. Хотя в первые минуты кажется, что танец похож на вязь арабских письмен для тех, кто не знает языка. Такая прихотливая арабеска, в центре которой женщина, а по краям — двое мужчин (Джейсон Киттельбергер и Робби Мур) . Клубок тел сплетается и расплетается, тягучая мелодия (словно ветер за окном) не желает заканчиваться, руки и ноги колеблются, как морские водоросли, путаясь и распутываясь: то ли одно тело, то ли три — уже не поймешь в этом танце-унисекс. Принцип единства в многообразии рождает многообразие ассоциаций и простор смыслового поля: поддержка или круговая порука? страх или философские грезы? борьба или солидарность? одиночество или чувство локтя?
Фото: Александра Муравьёва
И наконец, "Факада" хореографа Артура Питы, впервые показанная в 2014 году в проекте Сергея Даниляна "Соло для двоих". В одноактном балете, где название обозначает (по-португальски) "отрицательный эмоциональный шок" или "удар ножом", царит черный юмор. И как эпиграф, вполне подойдут стихи Бродского – "…контральто с нотками чертовщины: хриплая ария следствия громче, чем писк причины. Здравствуй, трагедия! Давно тебя не видали. Привет, оборотная сторона медали. Рассмотрим подробно твои детали".
Белые свадебные букеты. Большой нож, спрятанный в лепестках. Ведра, в которые собирают слезы брошенной перед алтарем невесты. Босые ноги невесты, с трудом влезающие в туфли на каблуках. Жених, нервно срывающий парадный костюм и не помнящий себя от радости, что спасся от семейной жизни. То есть ему кажется, что спасся. Но вместо жизни грядет месть оскорбленной девицы. Она душит обидчика в долгом трагикомическом дуэте и, надрываясь от чувства глубокого удовлетворения, пляшет на могиле.
Фото: Александра Муравьёва
Наталья Осипова в роли невесты так невероятно выразительна, что кажется, мы смотрим документальный фильм или реалити-шоу. Ее наивная радость вначале и жестокость в конце – части единого целого, в котором страстная португальская музыка обрамляет пародийные картинки "южного" темперамента, с его древними понятиями о чести и "демонстративным" поведением.
Это не последнее выступление Осиповой в Москве в этом сезоне. 13 февраля экс-прима Большого выйдет на его сцену, чтобы станцевать в "Дон-Кихоте". В честь юбилея своего педагога Марины Кондратьевой. "Мне не просто повезло, что я оказалась ученицей Марины Викторовны. Это мой счастливый лотерейный билет. Возможно, не будь ее рядом со мной, моя творческая жизнь не сложилась бы или сложилась иначе", говорит Осипова. Кстати, сайт Большого сообщает, что "в лучших традициях, принятых еще в незапамятные времена, в трехактном балете выступят три исполнительницы партии Китри – "своя" в каждом акте". Все балерины — ученицы одной учительницы. А в мае Осипова вернется в Москву с новым авторским проектом. Это спектакль "Мать" по сказке Андерсена, где Наталья станет и драматической актрисой.