Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

22 апреля 2017 16:44

"Кира Георгиевна" или Откровенные разговоры в "Студии театрального искусства" Сергея Женовача

Спектакль Сергея Женовача не удостоился премии "Золотая Маска", хотя номинировался. Но от этого может быть он только выиграл?

Фото: Александр Иванишин
Фото: Александр Иванишин

"Кира Георгиевна" - второй спектакль на малой сцене СТИ (Театр "Студия театрального искусства"), которым режиссер вместе с художником и труппой театра продолжают поиски театральной выразительности прозы в малом пространстве.

Прекрасный союз – режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский и художник по свету Дамир Исмагилов создали спектакль по послевоенной повести Виктора Некрасова. Эта история о сорокалетней женщине-скульпторе, о её взаимоотношениях с тремя мужчинами. Кто дорог ей? Как жить, чем и с кем? Жанр сами авторы обозначили как “откровенные разговоры”.
 
Сегодня современные режиссеры не часто берутся за пьесы и прозаические произведения, написанные в 50-60-хх годах 20-го столетия. Вроде бы эпоха ушла, темы обмельчали, героев таких уж нет, да и многие термины бытового обихода поменялись, обновились, ушли... И лишь немногие чувствуют, видят и слышат созвучие между тем временем и нашим.

Фото: Александр Иванишин
 
Даже в те годы автора Виктора Некрасова обвиняли в "мелкотемье".  Но в XXI веке темы оказались не так уж мелки для человека, и есть о чем сказать сегодняшнему зрителю.  Забытые сегодня слова "верность", "искренность", "честность", "деликатность" звучат на сцене как-то по новому, искренне и тонко.
 
"Есть в вас одно качество, которое я особенно ценю в людях. Сейчас оно не очень-то в ходу. Деликатность оно называется. Вы знаете, что это значит – деликатность? – Николай Иванович очень серьезно посмотрел на Юрочку. – Высшая форма уважения к человеку. Чудесное качество. Оно вовсе не исключает других, но те, другие, мне они как-то меньше нужны, а это… " (из повести "Кира Георгиевна")

Фото: Александр Иванишин
 
Пять персонажей, пять людей, пять судеб. Есть некий любовный многоугольник, но без пошлости и мелодраматизма – для создателей спектакля важнее размышления о жизни. Все очень близко и знакомо. Причем и в прямом и в переносном смысле – персонажи сидят рядом со зрителями.
 
Кроме главной героини. Её место в центре истории и в центре сценического пространства. Но "свита королеву играет" мощно! Все мужчины восхищают, удивляют, трогают и убеждают своей значимостью в жизни Киры. Веришь каждому слову и движению. Ничего лишнего. Казалось бы, скупыми красками "пишет" Женовач картину жизни и судьбы Киры, Вадима, Юрочки, Николая Ивановича и Марии. Но, как же они богаты становятся во время действия. В этой богатой скромности есть настоящая жизнь. Зритель находится в постоянном взаимодействии с персонажами. Они с нами – мы с ними. Возможно, кто-то почувствует себя зрителем на ринге, кто-то участником жизни героев, кто-то вовлеченным в некое арт-пространство, в слияние с окружающей средой.

Фото: Александр Иванишин

В этом заслуга не только режиссуры и сценографии, но и актерских талантов Дмитрия Липинского (Вадим), Андрея Назимова (Юрочка), Сергея Качанова (Николай Иванович), Полины Пушкарук (Мария) и Марии Шашловой (Кира Георгиевна). Актерское существование переносит зрителей в те далекие годы оттепели. О как это ценно сегодня! Видя на экране телевизоров одни и те же лица актеров, которые не меняются в роли никак – просто переходят из сериала в сериал, невольно "аплодируешь стоя" артистам театра "Студия театрального искусства".
 
Во времена 60-х гг. зрителя "окунает" и сценография Александра Боровского: у каждой стены стоят некие предметы, которые так или иначе напоминают героям о важных событиях жизни, или уводят в другое пространство. Дополняет ощущения световое решение Дамира Исмагилова.

Фото: Александр Иванишин
 
"Новые формы нужны..." – говорил чеховский Костя Треплев. Наелись и объелись современные зрители новыми формами. Хочется актерской правды, искренности, режиссерского уважения, деликатности к автору и откровенности с театральных подмостков. Откровенности не в телесном смысле, а в духовном. Откровенный разговор подразумевает под собой некую интимность, честность и доверительность. Все это есть в спектакле Сергея Женовача!
 
"Вряд ли мы увидимся с тобой, Киля, – сказала тогда Людмила Васильевна, и Кира всю ночь видела потом эти глаза, черные, живые, умные, на старческом лице, – вряд ли мы увидимся с тобой, но на прощанье хочу тебе сказать то, что дозволено говорить только нам, старикам… Вот я умираю, мне жить осталось совсем недолго, но я умираю спокойно. Я всем могу смотреть в глаза прямо. Я прожила семьдесят девять лет, возможно, не раз ошибалась, но не сделала ничего такого, за что могла бы покраснеть.
 
Покраснеть… И это сказала ей старая, больная женщина, которую даже гитлеровцы не могли сломить.
 
Может быть, именно после этих слов Кира всю ночь тогда и не спала. А потом забыла… Или постаралась забыть."(отрывок из повести "Кира Георгиевна")
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть