Информационный интернет-портал
о культуре в России и за рубежом
Вход для подписчиков
    • Каталог произведений
    • Каталог театров
    • Каталог спектаклей
    • Каталог музеев и выставочных залов
    • Концертные залы
    • Каталог фестивалей
    • Библиотеки
    • Новости
    • Другое
    • Ревизор-TV
    • Афиша
    • Интервью
    • Фотосюжеты
    • Авторы
    • Опросы
    • Спецпроекты
    • Блоги
    • Контакты
    • О проекте
    • Тесты
    • Детям
    • Партнеры
    • За рубежом
  • Театр
  • Кино
  • Литература
  • Музеи
  • Музыка
  • Ревизор рекомендует
  • Спецпроекты
РЕВИЗОР.РУ
  1. Главная
  2. Театр
  3. Рецензии
  4. Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ
  • Театр
  • 28 октября 2016 10:19
  • 0

Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ

В афише “ТЕРРИТОРИИ” спектакль “До и после” шел отдельной строкой – премьеру, созданную в кооперации с благотворительным фондом Артист” и Театром наций, готовили непосредственно к фестивалю. Анализ постановки на страницах "Ревизора.ru".

Автор: Анна Банасюкевич
Фото: VogueФото: Vogue

Хочется надеется, что октябрьские показы не были разовой акцией, и спектакль, в котором театр делает возможным встречу двух разных поколений, совсем юных и самых пожилых, станет репертуарным.

В некоторых материалах, предварявших премьеру, много говорилось о социальном значении проекта. Все это так – во всяком случае, наверняка, старики из артистического мира, подопечные фонда “Артист”, были рады вниманию и интересу со стороны своих, условно говоря, сценических преемников. Но все-таки о “До и после”, собравшем впечатляющую команду (режиссер Дмитрий Брусникин, драматург Михаил Дурненков, художник Ксения Перетрухина, режиссер-документалист Денис Клеблеев, играют студенты мастерской Брусникина в Школе-студии МХАТ, 2 курс), хочется говорить, в первую очередь, как о явлении именно театральном. О пространстве, текстах, существовании актеров, смыслах, ситуации, в которой оказывается зритель.

Играют в Новом пространстве Театра наций – два этажа просторных залов под кирпичными сводами. Эта текучесть подхвачена джазовой музыкой, несколько студентов сколотили небольшой оркестрик (сразу вспоминаешь группу “Постанова” с предыдущего “призыва” брусникинцев – музыка в этой мастерской как талисман и свойство жизни). С самого начала настраиваешься, с одной стороны, на игру: слетевшиеся из разных углов совсем юные мальчики и девочки выстраиваются в подобие хора, хотя в их интонациях и порывистости есть что-то цирковое, клоунское.

Вся прелюдия такова – в дурашливой манере объясняют, пропевают правила игры, настаивают – главное, не торопиться, не толкаться. От этой манеры становится ясно – да, речь про стариков, но давить тяжелым документализмом нас не будут, насилия, в том числе, эмоционального, не предвидится. Еще понимаешь – по спектаклю можно гулять, он, спектакль, не только там, где говорят текст (актеры работают в отдельных тесных деревянных боксах, в таких легких, хлипких времянках), но и везде: в одном из залов стоит длинный стол, можно присесть, попить чай, а рядом сидят артисты, заботливо предлагают подлить, иерархии нет.

Фото: Vogue 

Еще очень важное свойство – тонкий, противоречивый баланс между интимностью и публичностью. Заходишь в одну из таких кабинок (на каждой, как в коммуналке, несколько звонков и подписаны фамилии), и, вроде бы, теснота и близкое соседство с актером приобщают тебя к частному, но из соседних комнаток доносятся обрывки других историй, слышны голоса зрителей, ожидающих следующего “сеанса”. Такой театр не сужает искусственно большой мир до локальной истории, не выстраивает систему приоритетов, ты чувствуешь какую-то неостановимость, тотальность жизни. В какой-то степени это ощущение бесконечности – в противоречии с тем ощущением конца и необратимости, которое, с разной силой, сквозит во многих монологах спектакля.

Всего таких историй (монологов или диалогов) – шестнадцать, но за спектакль каждый из зрителей успеет послушать пять или того меньше. Это тоже выбор – почаще попадать в комнатки или предаться созерцанию неторопливого движения зрителей и актеров, послушать общий задумчивый гул, различая порою отдельные реплики. Спектакль как будто бы отучает нас от внятного целеполагания, от погони за зрительской выгодой, от желания услышать-увидеть побольше, все объять. “До и после” – про необъятность: жизни, опыта, человека, даже одного.

В тексте (вербатим добывали сами студенты, под руководством Михаила Дурненкова, собиравшего интервью в пьесу), как и в самом устройстве спектакля, нет иерархичности, нет тематической очевидности: вот здесь про театр, вот здесь про любовь, вот здесь про сегодняшнюю жизнь и старость. Здесь нет и следа опросника – кажется, что каждый из персонажей (все – актеры, режиссеры, работники театральных цехов, всем за восемьдесят или около того) сам выговаривает свою тему, проговаривается, зацикливается на важном. Майя Ивашкевич (старейшую актрису театра Гоголя, кстати, еще совсем недавно можно было видеть в спектакле “Елка у Ивановых” Дениса Азарова; в спектакле “До и после” ее играет юная Мария Лапшина), рассказывая, вроде, о разном, все кружит вокруг одних и тех же, неразрешенных вопросов: так ли прожила жизнь, была ли права, в любви, в театре, есть ли чувство вины за другого, не выбранного, или это только сожаление.  

Монолог Нины Тирской, актрисы Магаданской оперетты, – страшноватый, рваный, актриса, представляющая ее в спектакле, как будто выталкивает из себя слова, выстреливает ими, от ее цепкого взгляда исподлобья чувствуешь себя неуютно. Много говорит про детство: “куколки у меня не было”. Вроде бы, нет в ее тексте чего-то по-настоящему страшного (а в жизни, наверняка, было), но чувствуется надлом, какие-то счеты к прошлому. 

Из пяти попавшихся мне историй лишь одна была на двоих: Богдан Кибаляк и Эва Мильграм пригласили в гости к актеру Андрею Майорову и арфистке Марине Смирновой. История получилась не столько про каждого, хоть и рассказывают они, как жили до встречи. История – про отношения, про то, как проживают пятый десяток своей совместной жизни, про каждый обычный день в этой квартире. Пафоса нет совсем, это вообще не пафосный спектакль, но по-настоящему трогательный. Это получается еще и счет работы актеров: в мягкой и деликатной иронии которых чувствуется какая-то подлинная трепетность по отношению к своим великовозрастным героям, честная попытка приблизиться к пониманию того, что пока, в силу возраста, они могут только интуитивно угадывать.

Очень заметно в текстах историй какая-то осознанная потребность старших коллег в диалоге с молодыми, некоторая спешка в желании поделиться опытом, предостеречь. Наверное, это чувство ответственности, а не одно лишь одиночество. Важно, что в спектакле остались следы от самого процесса интервьюирования, и эта коммуникация, это нащупывание друг друга – и есть, собственно, предмет исследования спектакля.

1
Помоги Ревизору

Комментарии

Рецензии
  • Человек в пространстве деталей
    23 апреля Человек в пространстве деталей
    Мария Чистякова
    • 54
    • 0
  • Станислав Морозов. Штрихи сквозь детство
    22 апреля Станислав Морозов. Штрихи сквозь детство
    Мария Чистякова
    • 54
    • 0
  • Час будущего в туманности настоящего. К 110-летию писателя-фантаста Ивана Ефремова
    22 апреля Час будущего в туманности настоящего. К 110-летию писателя-фантаста Ивана Ефремова
    Ревизор.ru
    • 757
    • 0
  • Опера о боге: "Греческие пассионы" в Екатеринбурге
    21 апреля Опера о боге: "Греческие пассионы" в Екатеринбурге
    Майя Крылова
    • 379
    • 0
  • Мы не рабы, рабы не мы
    21 апреля Мы не рабы, рабы не мы
    Елизавета Гришанова
    • 86
    • 0
  • “Тренер”. Фильм для фанатов футбола и Данилы Козловского
    21 апреля “Тренер”. Фильм для фанатов футбола и Данилы Козловского
    Александра Железных
    • 837
    • 0
  • Устремляясь к звёздам: подборка книжных новинок о космосе
    21 апреля Устремляясь к звёздам: подборка книжных новинок о космосе
    Александр Москвин
    • 109
    • 0
  • Печорин в графике
    20 апреля Печорин в графике
    Мария Чистякова
    • 110
    • 0
  • Абстрактный экспрессионизм Михаила Кулакова
    19 апреля Абстрактный экспрессионизм Михаила Кулакова
    Мария Чистякова
    • 94
    • 0
  • Роскошь шелковых платков в Новосибирске
    18 апреля Роскошь шелковых платков в Новосибирске
    Евгения Буторина
    • 67
    • 0
Подписка
E-mail
Концерт для рояля и актёра "Диалоги"
Сетевое издание - Информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом Ревизор.ru

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 65577


При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
  • Театр
  • Кино
  • Литература
  • Музеи
  • Музыка
  • Ревизор рекомендует
  • Спецпроекты
  • Каталог произведений
  • Каталог театров
  • Каталог спектаклей
  • Каталог музеев и выставочных залов
  • Концертные залы
  • Каталог фестивалей
  • Библиотеки
  • Новости
  • Другое
  • Ревизор-TV
  • Афиша
  • Интервью
  • Фотосюжеты
  • Авторы
  • Опросы
  • Спецпроекты
  • Блоги
  • Контакты
  • О проекте
  • Тесты
  • Детям
  • Партнеры
  • За рубежом
О проекте
18+
Правила использования материалов | Создание сайта - Дивербиум | © «РЕВИЗОР.РУ» 2015 - 2018
Вход для пользователей
  • Театр
  • Кино
  • Литература
  • Музеи
  • Музыка
  • Ревизор рекомендует
  • Спецпроекты
  • Каталог произведений
  • Каталог театров
  • Каталог спектаклей
  • Каталог музеев и выставочных залов
  • Концертные залы
  • Каталог фестивалей
  • Библиотеки
  • Новости
  • Другое
  • Ревизор-TV
  • Афиша
  • Интервью
  • Фотосюжеты
  • Авторы
  • Опросы
  • Спецпроекты
  • Блоги
  • Контакты
  • О проекте
  • Тесты
  • Детям
  • Партнеры
  • За рубежом

Авторизация

Войти через
ВКонтакте
Facebook
или
Забыли пароль?Регистрация