Харизматичная Сандра Буллок
26 июля 2024
Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
25 июля 2024
"Фон-Мекк – Чайковский" Татьяны Чудовой в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга
25 июля 2024
Ваш сын и брат. Каким мы запомнили Василия Шукшина.
25 июля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Мой Марат" по пьесе Алексея Арбузова "Мой Бедный Марат" в Культурном Центре "Хитровка" режиссера Кирилла Заборихина

Специально для "Ревизора.ru".

фото из спектакля "Мой Марат" Кирилла Заборихина
фото из спектакля "Мой Марат" Кирилла Заборихина
Культурный центр «Хитровка» - место, созданное настоящими энтузиастами театра. Удивительно, но оно существует уже давно, с 2016 года. Именно тогда в хитровские подвалы въехали люди, любящие театр, готовые бескорыстно ему служить. Сколько сил и денег было потрачено на ремонт, и сказать страшно. Но в итоге получилось уникальное атмосферное место, где чуть ли не каждый день проходят мастер-классы, лекции, экскурсии, и, конечно же, спектакли молодых коллективов.

Изначально здесь вообще находилась только актерская школа для взрослых, и показывались исключительно любительские спектакли.

"Да, не хватало мастерства, профессионализма, но все это компенсировалось удивительной энергией", - рассказала директор КЦ — энергичная и восторженная Екатерина Усовецкая.

Любительские актерские тренинги и спектакли проходят там и сейчас, но к ним прибавились профессиональные театральные студии. И это правильно! Молодых актеров много, они играют в государственных театрах роли второго плана, и вот — есть возможность для настоящей творческой самореализации. Тут все равны, тут у всех если и не главные – то значимые роли.

В настоящий момент КЦ активно сотрудничает с большим количеством театров: «Циники», «Однажды», «Чё», «Без крыши» и т.п.

Над некоторыми спектаклями ведется совместная работа, другие – берутся уже в готовом виде. Коллективов, желающих сотрудничать, много. Но главная фишка, на которую обращается особое внимание – спектакль должен быть вписан в аутентичную атмосферу подвалов Хитровки. И. действительно, каменные стены XVII века превращаются не просто в элемент декораций, а в действующее лицо.

Второе обязательное условие – у актеров должны быть действительно горящие глаза, не просто вышел, отработал, зашел в кассу, буфет и поехал домой, а именно преданность театру, беззаветное желание служить Мельпомене не ожидая каких-то благ. И это сочетание привлекает и актеров, и зрителей.

Место практически не рекламируется (я узнал про него случайно), но  люди туда ходят. Был два дня подряд – и оба раза – аншлаги. С учетом того, что спектакль «Мой Марат» - не новый.

Тем не менее, есть смысл написать и о нем. (Хотя бы потому что это пятый «Мой бедный Марат», который я посмотрел в этом сезоне).

В данном случае, спектакль шел в трех действиях, с двумя антрактами, что меня удивило. В большинстве театров «Мой бедный Марат» идет вообще без антракта. Как можно было растянуть относительно короткую пьесу аж на три часа?

Получилось в итоге неоднозначно. Три действия – три разных жанра.

Начать с того, что вместо мест – адреса. Бумажки с ними распределяются на входе. Мне достался Невский проспект, дом 4, кому-то Набережная Фонтанки, кому-то Гороховая улица. Интересная фишка.

Что же касается реализации – то первое действие было поставлено в жанре полу-реализм. Почти по тексту Арбузова. (Полу – потому что вроде как полностью показаны все отношения героев, без сокращений текста, но замерзающие блокадные дети ходили почему то в майках с коротким рукавом).

И действие оказалось слабым. Не получилось, не верю, не прочувствовал я ни холода, ни ужаса. В «Белом Вальсе» - взрывы и бомбежка изображались в виде музыкальных аккордов – и было страшно. Здесь – звучали настоящие взрывы, но ноль эмоций.

Может быть, актеры сыграли и не плохо, но к ленинградской блокаде это не имело никакого отношения, и даже мрачные подвалы Хитровки не помогли. Плюс актеры не молодые, изобразить первую детскую любовь между 17-летними подростками – не получилось. Уж слишком явно выпячивались «взрослые» отношения. Лучшим в данном случае был Леонидик (Александр Мишунин) просто потому, что у него было меньше всего текста.

Ко второму действию режиссеру, очевидно, объяснили, что реалистичный театр – не его сильная сторона, и начался совершенно другой жанр. Что-то среднее между символизмом и балаганом. В частности, после того, как Марат вернулся с фронта, он отплясывает вместе с Ликой под песню группы «Агата Кристи» - «Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня».  При этом Марат одет в приличный костюм, как посетитель дорогого ресторана, а Лика – в игривое платье в горошек. Прямо-таки французская барышня, гуляющая по Елисейским полям.

К Арбузову это не имеет никакого отношения, но получилось интересно, бодро, захватывающе. Человеческая драма постепенно начала превращаться в шабаш, отношения между героями выражались в танце. Кому-то покажется такой прием спорным, по мне, так все к месту. 

Третье действие – полунуар, смешанный с безысходностью, готикой и элементами Хоррора. Текст Арбузова резко сокращен, и большинство реплик даны в записи, актеры только передвигаются под фонограмму. Марат в виде полубомжа, а Лика в образе гламурной трагичной мещанки, которая в меньшей степени похожа на врача из районной поликлиники, а в большей степени на танцовщицу из Кабаре (или Бандершу). Леонидик вообще гуляет в майке-алкашке.  

От Арбузова это еще дальше чем второе действие, но интересно. Трагедия человека, который не может воссоединиться с любимой девушкой, показана, понятна. Видно, как неправильное решение может привести к разрушению всего внутреннего мира аж трех человек.

Тот самый случай, когда вольное прочтение Арбузова – полностью оправдано.

Ах, если бы в первом действии режиссер не играл бы в реализм – вообще отлично бы было.  

В любом случае я продолжу знакомство с этим интересным театральным пространством. И вам советую.

Благо, репертуар обширный и разнообразный.

Для взрослых создан целый цикл спектаклей по классическим сказкам, есть экскурсия по подвалам Хитровки, в рамках которой разыгрываются целые театральные представления о том, как Станиславский и Немирович посещали это место в рамках работы над спектаклем «На дне».

Театр «Циники» представляет моноспектакль «Лолита 2.0» где набоковская история подана от лица главной героини. На последнем спектакле в зале был японский режиссер Мотои Миура (постановщик «Друзей» в театре Наций). Он высоко оценил как постановку, так и игру актрисы. Конечно же, надо оценить спектакль и нам с вами.

Да и просто приходите на кофе! Ощутить себя в подвалах, где сто с лишним лет назад соединялись криминал и богема интересно.

Это не государственное, а частное культурное пространство, ему нужно помогать, в том числе материально. А помочь можем как раз мы, зрители. Во имя Мельпомены! 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Харизматичная Сандра Буллок
Вера Мухина. Рабочий, крестьянка и гранёный стакан.
Дмитрий Юровский: "Все время должно быть ощущение премьерного исполнения".

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть