В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
15 июля 2019
Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы
12 июля 2019
Столетие со дня рождения поэта Мустая Карима отмечают в России и Казахстане
12 июля 2019
Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
11 июля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

На сцене – Платонов

Ежегодно в программе Платоновского фестиваля искусств в Воронеже особое место занимают спектакли, поставленные по произведениям Андрея Платонова.

Фото: Андрей Парфёнов
Фото: Андрей Парфёнов

В этом году в платоновскую программу вошли два зарубежных спектакля, впервые показанные в России, и два российских: "14 красных избушек" из Нью-Йорка в постановке Иоана Арделина, "Блаженство" Пола Борна из Кембриджа, "Река Потудань" Сергея Чехова из Пскова и "Афродита" Елены Невежиной, поставленная в Воронежском Камерном театре.

6 и 7 июня прошли показы спектакля "Блаженство" в постановке Пола Борна. В основу пьесы Фрейзера Грейса лег рассказ Андрея Платонова "Река Потудань".

По мнению драматурга, Платонов – оптимистичный писатель, ведь несмотря на все трудности и непростую общественно-политическую ситуацию в стране, Никита и Люба все же сохраняют свою любовь. Чувство между героями вспыхивает сразу, но оказывается не способным развиться из-за травмы, эха войны, которое то и дело отзывается болью в сердце и горячкой.

Сложности, с которыми сталкиваются герои, становятся очень важными для создателей спектакля. Акцентируется внимание на войне и ее последствиях, революции, голоде, нищете, напрасных жертвах. Но сами герои верят в лучшее будущее, да и прошлое не лишено ностальгии. Отец Никиты, призывает наслаждаться жизнью и тем, что она предлагает, вспоминая свою живую, чувственную молодость.

Фото: Андрей Парфёнов

Несмотря на мрачный колорит, отношения между людьми в спектакле очень теплые. Есть проявления жесткости, равнодушия, бесчестности, но они являются не главными и, скорее, ответом на несправедливость мира. Отец поддерживает Никиту, вернувшегося с войны, Люба беспокоится о свекре, не желая оставлять его одного. Человечность становится спасительной в условиях жестокий общественно-политических потрясений.

Фото: Андрей Парфёнов

На вопрос, могла ли бы эта история произойти в Великобритании, Пол Борн ответил отрицательно – эта история русская. Но все же с британским акцентом.
9 и 10 июня зрители увидели ту же "Реку Потудань", но в сценической версии Сергея Чехова. Постановка вызвала резонанс и активно обсуждалась театральной общественностью, была номинирована на "Золотую маску" и помогла режиссеру получить президентскую премию.

Сергей Чехов от привычного психологического и бытоподобного театра уходит в область образов и идей, к визуальному, физическому театру. Он исследует платоновский миф, объединяющий языческую и христианскую картину мира с коммунистической, модернистской верой в нового человека, который способен переродиться и стать качественно другим.

Язык он отделяет от артистов и превращает его в своеобразную музыку, которая то затихая и замирая, то усиливаясь и набирая громкость, звучит разными голосами героев рассказа. Многоканальный, объемный звук окружает зрителей и разливается рекой. На сцене актеры не произносят ни слова и разыгрывают историю жизни Никиты Фирсова под аккомпанемент то капающей, то льющейся воды.

Фото: Андрей Парфёнов

Образ реки, давшей название рассказу и постановке, становится одним из ключевых. Однако нельзя назвать его главным, поскольку в спектакле есть четыре равнозначных условных персонажа: Герой-человек (Виктор Яковлев, Денис Золотарев), Жизнь-любовь (Илона Гончар), Истина-река (Надежда Чепайкина) и Смерть-забвение (Юрий Новохижин). Каждый из них имеет определенную "программу". Так, Герой, находящийся в контуженном состоянии, бесконечно стремится к возвращению в жизнь, но его волю поглощает Смерть, однако Любовь способна наполнить человека жаждой исцеления и возродить его. При этом они существуют в едином условном времени и пространстве, лишенном конкретики.

Происходящее на сцене, сложно переплетенное, порой иррациональное постепенно выстраивается в единую картину. Так же как из видеофрагментов отдельных частей тела позже собирается единый образ человека.

Язык у Платонова, по мнению Сергея Чехова, сложносочиненный, непросчитываемый. Таким же получился и спектакль: необычный, глубокий, хитросплетенный, но гармоничный и очень платоновский.

14 июня зрителям была представлена элегия "Афродита" Елены Невежиной. В основу инсценировки лег одноименный рассказ Андрея Платонова, который был дополнен фрагментами писем писателя к жене, любовной лирикой и гимнами, обращенными к Афродите.

Фото: Андрей Парфёнов

Действующие лица представлены тремя мужчинами, которые являются альтер-эго писателя: Андрей (Андрей Новиков), Платон (Олег Луконин) и Назар (Георгий Яковлев) – и тремя девушками (Яна Кузина, Марина Погорельцева, Людмила Гуськова), олицетворяющими Веру, Надежду и Любовь. Постоянно присутствует и богиня любви Афродита: в проекции на стене, обращениях героев, в имени и сути возлюбленной Назара Фомина Наталье, которая так же появляется из пены, но в платоновской истории из пены пивной.

Война разлучает Назара Фомина с его дорогой Афродитой, она уничтожает родной город, калечит судьбы и превращает былую жизнь в пепел. Ярким эпизодом, отражающим ее разрушительную силу, является рассказ о ребенке, который вместе с матерью ищет уцелевшие вещи на месте сгоревшего дома. Мальчик перебирает найденные на пепелище предметы, выясняя ценность своих находок. И вдруг он задает матери вопрос, может ли мертвое вновь стать живым, и сильно огорчается, получив отрицательный ответ.

Фото: Андрей Парфёнов

Однако страшной стихии войны и смерти может противостоять мощная созидательная сила – любовь. Она способна упорядочивать хаос, наполнять существование смыслом и порождать саму жизнь. В одном из эпизодов, рассказывая о сыне, герой замечает: "Мы зачали новый мир". Помимо буквального значения, рождения ребенка, который сам является микрокосмосом, эти слова отражают идею Андрея Платонова о новом обществе и новом человеке, способном своим трудом создать идеальный мир. Потому женщина становится объектом поклонения, любовь становится богом, основой жизни, ее смыслом и спасительной силой.

Платоновская программа, представленная в этом году очень разными по форме и духу постановками, набирает силу. Благодаря фестивалю творческое наследие воронежского писателя вызывает интерес не только у специалистов, но и у широкой аудитории. Его недраматические тексты самобытно осваивают как в российских театрах, так и за рубежом, где русский театр теперь связан не только с Чеховым, но и с Платоновым.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы
Столетие со дня рождения поэта Мустая Карима отмечают в России и Казахстане

В Москве

Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
Чисто шотландские убийства
О ремеслах на колесах. Уникальная выставка старинных велосипедов из Италии в Москве
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть