Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Несколько слов о заснеженной Венеции и голодающей Пупзении

Премьера спектакля "Венеция в снегу" в ЦАТРА

Фото: Александра Авдеева
Фото: Александра Авдеева

Как хороши в театре непредвиденные очарования! Порой отправляешься на спектакль только для того, чтобы не обидеть пригласивших тебя режиссера, актёров или завлита. А в результате возвращаешься домой как на крыльях и с удовольствием перебираешь в памяти перипетии действия. Так произошло совсем недавно после премьеры спектакля "Венеция в снегу" по пьесе Жиля Дирека, который поставила на Экспериментальной сцене Театра Российской Армии молодая актриса и режиссер Татьяна Морозова.

Началась ее режиссерская карьера спектаклями со студентами ГИТИСа, а в прошлом году продолжилась постановкой в ЦАТРА непростой пьесы Ж. Галсерана "Метод Гронхольма". Теперь Татьяна, судя по всему, решила освоить совершенно иную театральную стилистику и поставить лирическую комедию. Причем, на первый взгляд, "самоигральную". Но недаром говорят, что комедия - это самый сложный жанр. Порой и сюжет в ней лихо закручен, и диалоги великолепно прописаны, и актеры подбираются хорошие, а "глядеть тошнит", как говорил принц Датский. Стало быть, в этом деле нужна какая-то особая "отмычка". И, похоже, Татьяна Морозова вместе с коллегами ее нашла.

Все счастливо совместилось этой работе: и минималистическая, но точная по смыслу сценография Анастасии Глебовой с главной деталью - картиной с изображением Эйфелевой башни на заднике, и музыка Ларисы Казаковой, и выверенные темпоритмы зрелища, и изумительные женские костюмы, и замечательные актерские работы. Ну и сама пьеса, конечно. Не буду пересказывать забавный и в чем-то предсказуемый сюжет, чтобы не портить "обедню" будущим зрителям. Скажу лишь, что написана пьеса легко, непринужденно, в истинно французском духе и стиле. И режиссер точно уловила эту "французистость", хотя ни в облике, ни в повадках персонажей нет явных признаков принадлежности к этой нации. Разве только некоторая скаредность двух героев, которую высмеял сам автор. Но в целом, повторяю, особого стремления сделать героев французами у режиссёра не было. В этом смысле спектакль абсолютно интернационален: такое могло произойти в любой другой стране мира.

Фото: Александра Авдеева

Иногда режиссуру, подобную той, что зритель увидел в этом спектакле, называют актерской, подразумевая, что в ней нет каких-то сногсшибательных режиссерских новаций, трюков и "фиг в кармане". Но в данном случае ты и не ждешь ничего подобного. Режиссерское мастерство Татьяны Морозовой проявляется, прежде всего, в точном разборе каждой  роли, тщательной простройке взаимоотношений персонажей, выверенности мизансцен, жестов, взглядов, эмоциональных всплесков. А главное - в создании атмосферы легкой иронии, мистификации, шарма, чувственности и, конечно, любви! Ах, как хочется, чтобы актеры в будущем не опустили и не опростили бы эту атмосферу, не стали бы наигрывать, не превратили бы тончайшее плетение кружев дивной лирической комедии в балаган! Хотя автор этих строк, конечно, просто перестраховывается: пока никаких оснований для таких опасений нет. Молодые актеры Театра Российской Армии работают превосходно! Они умно, красиво и остроумно выстраивают свои роли, причем, играют не только сиюминутные состояния своих персонажей, но и процесс развития действия. Они пластичны, эмоциональны и, при этом, вполне сдержанны и не переходят границ хорошего вкуса и такта. Все здесь делается "на чистом сливочном" масле" - легко, непринужденно и, самое главное, с ощущением наслаждения игрой в прелестном, "вкусном" материале. Апофеозом такого состояния становится поставленный хореографом Ольгой Якименко общий лихой танец всей честной компании под овации зрителей. Кайф и драйв артистов передается зрителю: я поймал себя на мысли, что давно в театре не смеялся так беззаботно!

Точно и рельефно вычерчены характеры всех четырех совершенно разных по менталитету и по психофизике персонажей. Красавец Кристоф Сергея Смирнова статен, авантажен, чуточку взнервлён и очень мягок по отношению к любимой женщине. Смешон, суетлив и трогателен похожий на добродушного медвежонка подкаблучник Пьер Дениса Кутузова. Натали Анфисы Ломакиной элегантна, сексапильна, непосредственна и даже простодушна, но умеет иногда показать острые зубки своему суженому. И, наконец, ироничная, чуточку язвительная, обладающая невероятной притягательной силой и загадочной колдовской красотой, завораживающими лукавыми голубыми очами и вкрадчивой пластикой Патрисия Марии Оамер, внешность и повадки которой вызвали стойкие аллюзии с юными годами её старшей коллеги по театру блистательной Людмилы Чурсиной! Не знаю, осознанно или интуитивно, но Мария виртуозно справляется со сложнейшей «триединой» актерской задачей: играет, во-первых, самоё себя в предлагаемых обстоятельствах, во-вторых, свою героиню и, в третьих, вымышленного персонажа - иностранку, образ которой Патриция успешно воплощает в своем милом розыгрыше-спектакле. За Марией, равно как и за всеми остальными актерами и их персонажами, интересно наблюдать и при всей непритязательности сюжета даже фантазировать о том, как сложится их дальнейшая судьба.


Фото: Александра Авдеева

Допускаю, что дотошный читатель спросит рецензента: неужели он не обнаружил в спектакле никаких недостатков?! Тщательно проанализировав увиденное, автор этих строк пришел к выводу, что недостаток у спектакля все же есть: режиссер выстраивает несколько мизансцен так, что дивная Патрисия оказывается сидящей спиной к тем зрителям, которым достались места в левой части зрительного зала. И эти уже успевшие влюбиться в героиню зрители, в число которых попал и автор этой заметки, оказываются обделёнными, не видя, а порой и не слыша актрису! Хотя вполне возможно, что это - заранее просчитанный тонкий рыночный ход: в следующий раз (а он непременно состоится!) мы - обделённые - обязательно купим билеты с местами справа!

P.S. Читатель может также задать недоумённый вопрос: при чем здесь Венеция и какая-то странная Пупзения, упомянутые автором в названии заметки? Увы, дорогой читатель, этот секрет я не раскрою ни под каким видом, даже под страхом быть отлученным от Театра Российской Армии. Приходите на спектакль, и все узнаете сами!

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть