"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
13 января 2019
Дворянские гнезда, унесенные ветром
9 января 2019
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
16 января 2019
Василий Лановой: от Павки Корчагина до Генри II
16 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

23 декабря 2015 15:48

Парад, на котором не ходят строем

Международный фестиваль «Рождественский парад» прошел в Петербурге 22-й раз

Уже неоднократно замечено, что название «Рождественского парада» — ежегодного театрального фестиваля, одного из петербургских форумов-долгожителей — не слишком-то отвечает его содержимому.

 
Во-первых, при чем тут Рождество? Разве что католическое, в канун которого фестиваль по обыкновению завершается. И хотя в программе 2015 года был спектакль на католическую тему — «Прачечная» молодого питерского театра «Битком», — форум с религиозной тематикой не связан.

Во-вторых, почему «парад»? Ведь специализация фестиваля — негосударственные театры и театральные проекты. Весьма скромный бюджет на постановку, отсутствие звездных имен и команды пиарщиков — как правило, в таких «непарадных» условиях рождаются спектакли фестивальной афиши. Наверное, в этих условиях есть и свои плюсы: от программы «Парада» ожидаешь самобытности, от создателей — открытости эксперименту и трепетного отношения к театру. Постановки, как правило, скромны в плане внешнего убранства — никаких дорогостоящих декораций, зрительское внимание держит только актер, играя почти в пустом пространстве.

Сейчас «Парад» проходит без прежнего девиза: «Начинайте, мы вас поддержим!» В те времена, когда Андрей Могучий, Юрий Бутусов, Григорий Дитятковский или Виктор Крамер были молодыми режиссерами и участвовали в «Параде», фестиваль делал акцент на начинающих коллективах. Теперь, когда фестиваль разменял третий десяток, очевидно: театры-друзья, для которых приезжать в Петербург в декабре стало традицией, театры-ровесники, взрослевшие вместе с фестивалем, — та составляющая, без которой представить себе его уже вряд ли возможно. Среди таких друзей фестиваля, например, замечательный театр «Предел» из рязанского городка Скопина, возглавляемый Владимиром Делем (его сын Илья Дель, ныне известный петербургский актер, в юном возрасте неоднократно приезжал на «Парад» — играл в спектаклях отца). В этот раз «Предел» показал моноспектакль Михаила Сиворина «Ты че такой похнюпый» (по рассказу Прилепина «Колеса») в постановке Деля-старшего.

Одно из отличий «Парада» — подробные обсуждения каждого спектакля членами жюри, куда входят как критики, так и практики театра. К сожалению, формат обсуждений спектаклей становится редкостью. В частности, питерские фестивали «Балтийский дом» и «Радуга» когда-то отказались от него.

В спектаклях «Рождественского парада» нет традиции намечать каждый год определённый сюжет или темы. Спектакли объединены только понятием «негосударственный театр», что позволяет включать в афишу совершенно разные спектакли с точки зрения видов, жанров, форм, а также то, что не умещается в определение «спектакль» или «театр». Режиссерские эксперименты соседствуют в афише с мелодраматическими историями, «классические» драматические спектакли — с перфомансами, моноспектакли — с многофигурными хореографическими композициями, а также кукольными, детскими спектаклями и так далее. В этом опасность для фестиваля: быть не только разнообразным, но и всеядным. Ничто, впрочем, не мешает постоянной публике «Парада» каждый год угадывать в его пестрой программе искомый сюжет и стараться понять, о чем же говорит театр сегодня.

XXII фестиваль заметно расширил географию: зарубежье было представлено Израилем, Польшей и Южной Кореей, Россия — Лесосибирском, Уфой, Нерюнгри и другими городами. Обращает внимание размах не только географический, но и тематический. Одной из линий фестиваля стали спектакли, развернутые к действительности и поднимающие социально острые вопросы. Моноспектакль Николая Пономарева в постановке Александра Иванова «Пашка» (Театр актера и куклы Республики Саха) говорит о сложных отношениях приемных родителей с сынишкой-аутистом. «Прачечная» театра «Битком» поставлена на основе документальных материалов об одном из ирландских монастырских приютов для «падших женщин». Зависнув где-то между мелодрамой и антиклерикальной сатирой (совсем не бьющей в цель), этот спектакль, как и «Пашка», лишний раз подтвердил: театру мало обозначить острую проблему, нужно убедительно решить ее художественными средствами.

Более благополучно выглядели те постановки, что отстранялись от действительности. Например, нарочито эстетский спектакль «Вдребезги» новгородского театра «Малый». Режиссер Надежда Алексеева заставила по-новому услышать знакомую лирику Серебряного века — эпохи со своим мировосприятием и своими ритмами; эпохи, судя по грустной интонации спектакля, безвозвратно ушедшей от нас.

Как доказал фестиваль, современному театру интересна архаичная культура, он готов подчиниться зову древности, не боясь оказаться непонятым. К самым истокам русской культуры обратилась режиссер Елена Кузина посредством «Слова о полку Игореве» («КомАКТеатр»). Ставя нечто между спектаклем и тренингом, она стремилась к аутентичному звучанию древнего текста. Огромное впечатление производит у нее звуковая партитура. Побуждая публику вслушаться в старинный язык, режиссер как бы дает прикоснуться к нему как магическому носителю информации. Перфоманс «Птица на склоне» петербургских коллективов «Shakin’Manas» и «OddDance» обращен в славянское язычество. Актриса буто Наталья Жестовская выразительно «вытанцовывает» образы то Бабы-Яги, то Лешака, то колдуна, словно активизируя архаическую память современного зрителя.

Работая над «Пер Гюнтом» — одной из самых сложных пьес, — режиссер Юлия Панина увидела ее в свете средневековья. На крошечной сцене питерского театра «Особняк» создан замкнутый бесцветный мирок, где время будто остановилось. Пять артистов играют всех персонажей (в том числе самого Пер Гюнта), передавая реплики друг другу и как бы расщепляя героев, лишая их конкретных очертаний. Этот прием, вызывающий в памяти «рассредоточенные» композиции средневековой живописи, очень содержателен по отношению к пьесе: Ибсен писал об измельчании Человека, о потере им масштаба и цельности.

Противоположные намерения — в обаятельном моноспектакле 20-летнего Ивана Кутыркина «Колобок» («КиноTeArt»), поставленном Ольгой Зарубиной по поэтическим текстам актера. Действие начинается словами: «Нашему поколению свойственны инфантилизм и разобщенность», — но для лирического героя спектакля это явно не проблема. У него подкупающее подростково-ренессансное восприятие мира, ощущение себя его средоточием. Автор и актер — дитё 2000-х — решил рассказать публике о своей жизни через образ Колобка: не погружаясь в смыслы русской народной сказки, а наоборот, азартно «подгоняя» ее под субъективный взгляд на мир.

Другой линией фестиваля стало взаимодействие театров со своей национальной традицией.

«Кому сон, кому явь, кому клад, кому шиш!» — называется спектакль Александра Ряписова по пьесе Островского «Не все коту масленица» (лесосибирский театр «Поиск»). Режиссер предложил артистам играть на грани китча и пародии, лукаво посмеиваться над штампами русского бытового театра с его матушками-кумушками, бородатыми купцами и наивными влюбленными. Спектакль прошел неровно (артистам не сразу удалось взять нужный градус иронии), но исходящее от него жизнелюбие вкупе с ощущением недостижимости счастья — очень в духе Островского! — искупило шероховатости.

Южнокорейский театр «Е-ЧЁН» показал спектакль «Дочь слепца» в последний день фестиваля. Известно, что сцена Дома актера на Невском, основная площадка «Парада», — для спектаклей пространство проблемное: оно не театральное, это скорее подмостки для творческих вечеров. Корейцы, которые продемонстрировали высочайший актерский уровень, покорили и преобразили это пространство своей пластикой, голосоведением, ритмами, энергией. Этот коллектив смело сочетает традиционный восточный театр с сугубо современными деталями, граничит с шоу и при этом не грешит сувенирностью «продукта».

Это было блистательное завершение «Парада».


Что:
Международный фестиваль «Рождественский парад»
Где: Театры Санкт-Петербурга
Когда: 12-22 декабря 2015 года
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
Любите друг друга как в "Квадратуре круга": о новом спектакле Московского ТЮЗа
"Кабала святош" в Театре на Юго-Западе — самая неожиданная премьера ушедшего года
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть