Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

14 декабря 2022 18:04

Пельменный романс

"БЕСприданница" в Театре имени Моссовета

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина
Уже то, что режиссер Евгений Марчелли выделил прописными первые три буквы названия знаменитой пьесы Островского, просто кричит о его видении этой достаточно бытовой истории. Меж тем сам автор, похоже, считал по-другому и называл пьесу своим лучшим драматургическим произведением. И работал над ним в течение четырех лет — с 1874 по 1878 г.г. позапрошлого аж века.
 
Отсыл постановщика к Достоевскому нужно же как-то объяснить. И для этого требуется осовременить этот "нафталин". Перетасовать, как колоду карт, сцены пьесы, переодеть героев в современное (причем минимальное) платье и назначить купцов и мещан средней руки бесами, бесятами и чертятами...  Вполне в духе марксизма-ленинизма.  И при этом оставить сочную коммуникацию героев. Все эти уважительные величания - "Мокий Парменыч", "Юлий Капитоныч", "Харита Игнатьевна", наконец, та самая "Лариса Дмитриевна" ...  Забытая сегодня мелодика имени-отчества, любезность обращения героев вкупе с их вполне современной прагматичностью рождает и некую прелесть душевности, и особую комичность ситуации... 
 
Тем не менее, правила игры соблюдены. Этот внешний пиетет — пожалуй, единственное, что осталось от духа Островского в этом спектакле-провокации, обреченном на неизбежное сравнение со знаменитым фильмом Эльдара Рязанова.  С ним, похоже, и ведут главный спор создатели спектакля.
 
Вот Лариса Дмитриевна Огудалова. Двигатель сюжета. Жертва цинизма и неразделенной любви. А также — отсутствия приданого и небогатого выбора женихов, если она согласна даже на ничтожного Карандышева. А меж тем тот, по сравнению с нищими советскими, а затем российскими инженерами-менеджерами, выглядит чуть ли не магнатом — у него свой дом, где он устраивает приемы, оплачивает подарки и платья невесты...
 
А той в голову не приходит поискать какой-то другой источник дохода, кроме богатого мужа. Похоже, мысль о труде, работе, пусть гувернанткой, няней или швеей героине даже в кошмаре не померещится. Меж тем в Х1Х веке воспитанные девушки уже вполне обеспечивали себя - вспомним хотя бы героинь Чернышевского. Но это к слову.
 
Героини же Островского, блуждают, печалясь о своей судьбе среди самцов с большим и не очень карманом. И не подозревают, что в будущей счастливой социалистической России (а затем снова капиталистической) все девушки будут, по сути, бесприданницы, и никого это не будет смущать и терзать... Вот почему основной посыл пьесы сегодня кажется неким анахронизмом... 
 
Бдительный Марчелли видит в циничном купеческом окружении героини бесов больших и малых. Но и сама Лариса (Анастасия Белова) отнюдь не ангел.  Это не трепетная ласточка Лариса Гузеева.  Это русалка с горящим взглядом, без всякой социальной ответственности, явно обуреваемая эротическими фантазиями.  Ее костюмы, точнее их отсутствие, волосы и ноги в свободном полете, алое платье, красный купальник, рыбацкие ботфорты... Лариса Дмитриевна,  вы серьезно предлагаете Сергею Сергеевичу Паратову вести вас под  венец на следующее утро? И удивляетесь его сдержанности? 
 
Кстати, о Паратове. Мхатовец Павел Чинарев заставляет нас всерьез размышлять о превратностях любви в плане "зла и козла".... В первом действии он рулит интригой в духе сипло-сексапильного Высоцкого, во втором — вкрадчивого Михалкова. Угар Ларисы от этого приблатненного субъекта, можно объянить только ее состоянием измененного сознания. Что подчеркивается стилистикой образа - безразмерные плащи-дождевики и шляпы-аэродромы. Вся такая внезапная, противоречивая....

Фото: Елена Лапина
 
Как ни странно, она— под стать лысому жениху Юлию Капитонычу Карандышеву (Дмитрий Подадаев). По Островскому — влюбленному в Ларису. По Марчелли - нелепому недотепе в красном пиджаке, малиновых штанах, то и дело бьющемуся в падучей от переизбытка чувств.  Его пластика и костюм, как и платье Хариты Игнатьевны (Елена Валюшкина), наполовину красное, наполовину желтое, намекает на условность действия.  Какая еще "драма +16"? Это ж ярмарка (и тщеславия тоже)! Карнавал! Буффонада! Здесь все продается и покупается.
 
Кстати, о Харите Игнатьевне. Конечно, после Алисы Фрейндлих любой актрисе делать здесь особенно нечего. Тем не менее, получился настоящий бенефис Елены Валюшкиной. Она продемонстрировала свой мощный диапазон как характерной комедийной актрисы.  И хотя режиссер подарил ей всего два-три эпизода, но и тех хватило! Сцена с амбициозным Кнуровым (Виталий Кищенко) где он, лежа на полу, оплачивает подарки Ларисе и рисует перспективу дальнейших с ней отношений — это огонь! В который Кнуров-Кищенко еще подбросил дровишек своего радикулита — вставать пришлось нелегко......
 
Другие герои же - как тени. Облаченные в современную одежду, (художник по костюмам Фагия Сельская), они функционально играют свиту короля Паратова. Только экзотичный Робинзон (Евгений Ратьков) да пара половых Гаврило и Иван (Ваня Пищулин и Иван Расторгуев) выделяются своей нетривиальной пластикой. А квадраты — белые, серые, черные в качестве фона декораций подчеркивают универсальность, действия (сценография Игорь Капитанов). Даже намека на эпоху не заметите. Вневременные стол, стулья, хрустальные графины, вилки-тарелки — тоже находка …для лаконичной антрепризы... 
 
Так что не ждите ни теплохода, ни цыган, ни шмеля, который на душистый хмель... Эпоха новая, просто имена еще старые. "Но выстрел-то будет?" - воскликнет утомленный новаторством зритель.  Будет! И какой!

После сцены пения, когда гитара молчит, а Лариса Дмитриевна выдает вдруг сиплое, но очень космическое "АААААА!".

Карандышев выстрелит — куда он денется? Но мимо Ларисы, запутавшейся в его макинтоше. 
 

Фото: Елена Лапина

Так не доставайся ты никому?  Не тут-то было! То ли живая, то ли подстреленная Лариса выпархивает в своем алом неглиже, воздевая руки в победном приветствии, садится за праздничный стол и с удовольствием кушает пельмени.  Кстати, пельмени — единственное блюдо, которое подают и едят на этом празднике жизни. Плюс шампанское в чайнике для чая... В финале звучит смелая регги-версия "А цыган идет" группы "Bro Sound”, которая ставит точки над И в воспаленном мозгу зрителя.  Жизнь продолжается, пельменей еще много, шампанское в чайнике принесут охлажденное... 
 
Провокатор Марчелли увидел в российской драме Х1Х века фарсовый анекдот века ХХ1-го. Постмодернистский степ на дороге к комедии дель-арте. Что ж... 200-летие великого российского драматурга можно отметить и так революционно, не оставив камня на камне, но до отвала покушав пельменей.  Тем более если в руках опытного режиссера-хирурга превосходные инструменты-артисты. И бесы на подхвате — причем не только на волжских берегах, но и на академической сцене.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть