"Карусель перформансов" - ретроспективный показ, в рамках которого автор, художник и «тело» собственных проектов рассказал, как оно было. Работа с галереями и выставками – одна из сторон деятельности Фёдора Павлова-Андреевича – сегодня он занимает должность директора Галереи на Солянке, участвует в музейных проектах за рубежом. Одним словом, со сферой близко знаком. И для зрителя на этот раз был экскурсоводом.
Если отбросить в сторону тот факт, что слушать Фёдора – интересно само по себе, и взглянуть на проект с точки зрения искусства, то можно отметить, что особое место в его творчестве занимают вопросы взаимоотношений зрителя и предмета искусства, переоценка привычных граней – например, грани между нежностью и жестокостью или традиционной – между творчеством и обычной жизнью. В общем-то, это темы, активно разрабатываемые перформансом и акционизмом.
Фото: https://inforeactor.ru Специфика работ Павлова-Андреевича: их эпатажность, символичность, ритуальное, сакральное начало – и одновременно разнообразие тем и форм – обращение то к эстетике абсурда, то к острой злободневности – всё это вместе – интересное решение, качественная работа с традицией и собственным видением.
Внешние данные, авторская система образов, эстетическая цельность – художник чутко работает с тем, чем располагает, выдавая зрителю – насколько термин «зритель» применим к перформансу, - акт и факт творчества. Остаётся разобраться, что к чему – перформансы Фёдора Борисовича здесь, кстати, охотно "идут навстречу". То есть, дают поле для интерпретации – или сопереживания и осознания. Это смотря как их воспринимать – рационально или эмоционально. Интересно, что искусство действия открыто и для того, и для другого – и рациональное и эмоциональное понимание здесь зачастую сосуществуют, но сосуществуют, остро друг другу противопоставленные.
"Карусель перформансов" не только московский проект-выставка, но и, собственно, настоящая карусель, которую Фёдор организовал в Аргентине и в Австрии: в этом перформансе поучаствовали художники со всего мира. На круглой "сцене", разделённой на сегменты, они исполнили свои действия – зрители вращали арену, где разворачивался перформанс, с помощью трёх велосипедов.
Фото: пресс-служба ЦСИ имени Сергея Курёхина
Объединённые общей темой, перформансы карусели в своём многообразии дают богатую пищу для фантазии, восприятия и осознания. Они – одновременно волшебные, пугающие, отвратительные, остроумные, смешные и сюрреалистичные, гипертрофированные, фактически или эмоционально узнаваемые и находящие отклик – Фёдор считает карусель одним из самых значимых своих проектов, и, пожалуй, это объективная оценка.
Интуитивно, даже не будучи знакомым с Фёдором Павловым-Андреевичем или традициями перформанса, зритель чувствует цельность его работ и оформленность в них эстетического начала. А представление об авторском стиле художника дополняют его режиссёрские работы.
Фото: http://meyerhold.ru
Среди них как раз "Анданте" Людмилы Петрушевской – на этот раз в традициях постдраматического театра: действие разворачивается на крафтовой бумаге. Огромное бумажное поле – нейтральный фон, который будет выразительным только в финальной сцене – когда рухнет, срезанный, как бы под тяжестью событий.
А события воплощены в "драмтанце" - в режиссёрском решении, которое соединяет в себе биомеханику, действительные танцевальные элементы, текст пьесы и "музыкальную" аранжировку – последняя лично для нас стала самым действенным активатором отвращения.
Фото: https://snob.ru
Эстетика отвратительного здесь не случайна – она напрямую связана с темами и образами постановки. В материале пьесы есть всё: и бытовая история со съёмными квартирами, неверными мужьями и нерождёнными сыновьями, и вопросы счастья, и абсурд, и таблетки красоты и радости. Пластика, работа с костюмом, «пение» персонажей – всё физиологично настолько, что нет-нет, да становится дурно – в том смысле, что всё работает.
Фото: http://meyerhold.ru
О перформансах и постдраматургическом театре спорят. Кто-то не может смириться с фактом их существования, остальные выясняют, что же это всё такое – готовый новый этап или только рефлексия искусства над самим собой и первые шаги в направлении обновления. Но с тем, что перед нами сегодня жанр, который развивается и вовлекает выразительных и сильных в плане талантов и дарований деятелей, спорить тяжело.
Работы Фёдора Павлова-Андреевича выдержаны с ювелирной корректностью – и это несмотря на общий градус эпатажа, - и вносят в современное искусство некий вклад – о роли этого вклада говорить, может быть, рано, но энергия, вдохновение и интерес, с которым художник работает, впечатляют.
Фото: http://meyerhold.ru
В чём-то впечатляют и сами работы – то, что российскому зрителю выпадает возможность узнать мир творческого действия и новейшего театра и разобраться, что это такое, откуда взялось и почему называется искусством - здорово. Если это не обновление само по себе, то однозначно путь туда, где оно для отечественной культуры однажды станет возможным.