Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

7 февраля 2017 11:45

Перформанс и постдраматический театр: вечер Фёдора Павлова-Андреевича в Центре Мейерхольда

Выставка "Карусель перформансов" и показ спектакля "Анданте" состоялись в рамках одного вечера – 5 февраля в залах ЦИМа.

Фото: http://uploads.chekhoved.net
Фото: http://uploads.chekhoved.net

Материалы о Павлове-Андреевиче, какую бы сторону его деятельности им не предстояло осветить, принято почему-то начинать с упоминаний о маме художника – Людмиле Петрушевской. Мы тоже будем говорить о Людмиле Стефановне: потому что в рамках вечера нам показали новую – относительно вариации Романа Виктюка – версию "Анданте". Но потенциал самого Фёдора, его способность находить и воплощать идеи и, собственно, художественный метод и почерк – это то, что не позволяет представлять его, как сына, когда речь идёт о творческой деятельности. Он давно доказал свою самостоятельность в этой области, несмотря на все сложности, с которыми сталкивается человек, которому предстоит выйти из тени успешных родителей.

"Карусель перформансов" - ретроспективный показ, в рамках которого автор, художник и «тело» собственных проектов рассказал, как оно было. Работа с галереями и выставками – одна из сторон деятельности Фёдора Павлова-Андреевича – сегодня он занимает должность директора Галереи на Солянке, участвует в музейных проектах за рубежом. Одним словом, со сферой близко знаком. И для зрителя на этот раз был экскурсоводом.

Если отбросить в сторону тот факт, что слушать Фёдора – интересно само по себе, и взглянуть на проект с точки зрения искусства, то можно отметить, что особое место в его творчестве занимают вопросы взаимоотношений зрителя и предмета искусства, переоценка привычных граней – например, грани между нежностью и жестокостью или традиционной – между творчеством и обычной жизнью. В общем-то, это темы, активно разрабатываемые перформансом и акционизмом.


Фото: https://inforeactor.ru

Специфика работ Павлова-Андреевича: их эпатажность, символичность, ритуальное, сакральное начало – и одновременно разнообразие тем и форм – обращение то к эстетике абсурда, то к острой злободневности – всё это вместе – интересное решение, качественная работа с традицией и собственным видением.

Внешние данные, авторская система образов, эстетическая цельность – художник чутко работает с тем, чем располагает, выдавая зрителю – насколько термин «зритель» применим к перформансу, - акт и факт творчества. Остаётся разобраться, что к чему – перформансы Фёдора Борисовича здесь, кстати, охотно "идут навстречу". То есть, дают поле для интерпретации – или сопереживания и осознания. Это смотря как их воспринимать – рационально или эмоционально. Интересно, что искусство действия открыто и для того, и для другого – и рациональное и эмоциональное понимание здесь зачастую сосуществуют, но сосуществуют, остро друг другу противопоставленные.

"Карусель перформансов" не только московский проект-выставка, но и, собственно, настоящая карусель, которую Фёдор организовал в Аргентине и в Австрии: в этом перформансе поучаствовали художники со всего мира. На круглой "сцене", разделённой на сегменты, они исполнили свои действия – зрители вращали арену, где разворачивался перформанс, с помощью трёх велосипедов.


Фото: пресс-служба ЦСИ имени Сергея Курёхина

Объединённые общей темой, перформансы карусели в своём многообразии дают богатую пищу для фантазии, восприятия и осознания. Они – одновременно волшебные, пугающие, отвратительные, остроумные, смешные и сюрреалистичные, гипертрофированные, фактически или эмоционально узнаваемые и находящие отклик – Фёдор считает карусель одним из самых значимых своих проектов, и, пожалуй, это объективная оценка.

Интуитивно, даже не будучи знакомым с Фёдором Павловым-Андреевичем или традициями перформанса, зритель чувствует цельность его работ и оформленность в них эстетического начала. А представление об авторском стиле художника дополняют его режиссёрские работы.


Фото: http://meyerhold.ru

Среди них как раз "Анданте" Людмилы Петрушевской – на этот раз в традициях постдраматического театра: действие разворачивается на крафтовой бумаге. Огромное бумажное поле – нейтральный фон, который будет выразительным только в финальной сцене – когда рухнет, срезанный, как бы под тяжестью событий.

А события воплощены в "драмтанце" - в режиссёрском решении, которое соединяет в себе биомеханику, действительные танцевальные элементы, текст пьесы и "музыкальную" аранжировку – последняя лично для нас стала самым действенным активатором отвращения.


Фото: https://snob.ru

Эстетика отвратительного здесь не случайна – она напрямую связана с темами и образами постановки. В материале пьесы есть всё: и бытовая история со съёмными квартирами, неверными мужьями и нерождёнными сыновьями, и вопросы счастья, и абсурд, и таблетки красоты и радости. Пластика, работа с костюмом, «пение» персонажей – всё физиологично настолько, что нет-нет, да становится дурно – в том смысле, что всё работает.


Фото: http://meyerhold.ru

О перформансах и постдраматургическом театре спорят. Кто-то не может смириться с фактом их существования, остальные выясняют, что же это всё такое – готовый новый этап или только рефлексия искусства над самим собой и первые шаги в направлении обновления. Но с тем, что перед нами сегодня жанр, который развивается и вовлекает выразительных и сильных в плане талантов и дарований деятелей, спорить тяжело.

 Работы Фёдора Павлова-Андреевича выдержаны с ювелирной корректностью – и это несмотря на общий градус эпатажа, - и вносят в современное искусство некий вклад – о роли этого вклада говорить, может быть, рано, но энергия, вдохновение и интерес, с которым художник работает, впечатляют.


Фото: http://meyerhold.ru

В чём-то впечатляют и сами работы – то, что российскому зрителю выпадает возможность узнать мир творческого действия и новейшего театра и разобраться, что это такое, откуда взялось и почему называется искусством -  здорово. Если это не обновление само по себе, то однозначно путь туда, где оно для отечественной культуры однажды станет возможным.

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть