Оксана Федорова – рекордсмен Книги рекордов России!
3 августа 2021
Экранизация личных переживаний режиссера Владимира Котта в фильме "Конец фильма"
3 августа 2021
Обзор интересных музеев современного искусства Москвы для молодежи
3 августа 2021
На REALIST WEB FEST победила "Дочь Коммуниста"
2 августа 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Плутни Тартюфа в Тюменском Большом драматическом театре

Специально для "Ревизора.ru" – театральный критик Илья Губин.

Фото Вадима Балакина
Фото Вадима Балакина

Спектакль Александра Баргмана "Тартюф", поставленный в Тюменском Большом драматическом театре, трижды театрален.

Начинается он с пролога, в котором герои пьесы Мольера "Тартюф" перед занавесом разыгрывают кукольный спектакль по пьесе Мольера "Дон Жуан". Открытие занавеса после пролога превращается в отдельное театральное действо, и помимо основного бархатного занавеса греческого типа, части декораций скрыты ещё тремя занавесами немецкого типа.

Сама декорация, придуманная художником Еленой Жуковой, представляет собой заполненные белыми цветами круглые металлические арки, создающие перспективу. Этот цветущий мир олицетворяет процветающий дом Оргона, в который попал мошенник Тартюф и часть лепестков опала и лежит под ногами. Во втором акте, когда  отец уже прогнал своего сына Дамиса, поддавшись плутням Тартюфа, арки оголяются, цветы исчезают, и остаются лишь лепестки на полу, последние напоминания о некогда счастливой жизни в доме.


Пьеро – актер Егор Медведев.

Подчеркивая театральность, Александр Баргман включает в список действующих лиц Пьеро, отсутствующего у Мольера, делая его своеобразным хранителем дома. Егор Медведев воплощает этот инфернальный образ через пластику, придуманную хореографом Николаем Реутовым, и вокал на французском языке.

При всей режиссерской концептуальности это очень "актерский" спектакль. Видно, как актеры "купаются" в предложенном им материале. Чего стоит сцена соблазнения Тартюфа (Николай Аузин) Элмирой (Софья Илюшина), которая разыгрывается на столе, не накрытом скатертью. Этот стол является единственным убежищем для Оргона, который наблюдает за разоблачением того, кого он считал святошей. А придуманный постановщиками почти пантомимный номер пересказа этой сцены Еленой Махневой в роли Флипоты, наверное, один из наиболее комедийных моментов спектакля. Даже в эпизодических ролях слуг в актерском исполнении Николая Падалко и Василия Цивинскиого проступает внутренняя наполненность и биография образов.

Вообще тюменский "Тартюф" - тот случай, когда хочется говорить про каждого.

Клеант – актер Александр Тихонов; Фипота – актриса Елена Махнева; Дорина – актриса Кристина Тихонова.

Дорина Кристины Тихоновой, подлинная комедийно-романтическая кокетка, в образе которой актрисе удалось найти не только много смешного, но и очень "острого", в первую очередь через сегодняшние срезы, найденные в хрестоматийном тексте.

Буффонный Валер в исполнении Александра Кудрина, каждое появления которого объявляет голос режиссера спектакля, настоящий комедийный влюбленный, готовый каждую минуту сражаться на рапирах.
Экспрессия и пластика Виталия Илюшкина в полной мере транслирует молодость и горячность Дамиса.

Образцовый пример тончайшей работы с поэтическим текстом демонстрирует Жанна Сырникова в роли госпожи Пернель.

Оргон Сергея Скобелева по-настоящему трагический герой.Обманутый и несчастный в финале, в первом акте он предстает как уверенный и деспотичный. И этот путь от одного состояния к другому артист проходит невероятно подробно и точно.

Говоря про актерские работы невозможно не назвать Александра Тихонова, воплощающего на сцене Клеанта. Артист находит для этого образа жеманные интонации, которые исчезают в момент монолога, обращенного к Оргону, демонстрируя истинную обеспокоенность персонажа и желание изменить ситуацию.

Тартюф – актер Николай Аузин; Оргон – актер Сергей Скобелев.

Обращаясь к заглавному персонажу важно отметить, что Николай Аузин играет не простого притворщика, а воплощенного злодея, его цель не дом Оргона, который он "берет" с легкостью, в его действиях проступает более высокая цель. В финале спектакля Николай Аузин в современном чиновничьем костюме, покачивая ножкой, самодовольно наблюдает за трагедией семьи перед закрывающимся занавесом.

Конфликт правды жизни и правды театра – основной в спектакле. Финал строится на противопоставлении реального представителя власти и спасителя выдуманного семьей Оргона.

Появление на сцене судебного пристава Лояля (Андрей Волошенко) меняет устоявшийся ход вещей, даже поэтические строки Мольера сменяются прозой, которой объявляется решение о выселении семьи из дома. Лояль – единственный из всех персонажей несет в себе правду жизни, не прикрытую театральной маской. Офицер (Игорь Гутманис), придуманный Мольером, как знак торжества справедливости, дарованного королем, в спектакле превращается в фантазию, а сам персонаж становится ирреальным. Указывает на это и грим, сопоставимый с гримом Пьеро, и кукольная пластика, отсылающая к прологу, где в процветающем доме разыгрывали кукольные представления.

Финальная сцена спектакля.

Спектакль Александра Баргмана – про торжество  Тартюфа, длящееся по сегодняшний день.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Оксана Федорова – рекордсмен Книги рекордов России!
Экранизация личных переживаний режиссера Владимира Котта в фильме "Конец фильма"
Ирина Ордынская: "Понимаю слово как библейскую истину"

В Москве

Обзор интересных музеев современного искусства Москвы для молодежи
Искусство движущихся картинок Федерико Феллини
Продолжение культового сериала "Секс в большом городе"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть