Судьба великого художника, на своем долгом веку видевшего все ужасы XX века, революции, трагедии еврейства, пережившего любимую жену-музу, потерявшего свой исчезнувший Витебск, рассказывается печально-смешно, местечково-вселенски, в жанре “пародийно-сатирического представления”. Спектакль представляет собою длинную жизнь, рассказанную не в хронологическом порядке, а по велению памяти - вспышки-воспоминания озаряют сцену.
Фото: В. Повольнов
Скажут, у евреев библейская мудрость и та бывает пародийно-сатирическая. Возможно. И юмор у них особый. И нация избранная. И музыкальность в крови.
Живопись Шагала "звучная", "звучащая", "мелодичная". Фольклорная жанровость его картин подразумевает "слышание" зрителем его образов. Скрипач на крыше – излюбленный персонаж художника. И поэтому абсолютно естественно весь спектакль звучит музыка в исполнении живого ансамбля.
Фото: В. Повольнов
Музыка всегда сильнее слов. Она досказывает, расставляет акценты, а порой властно смещает их. И скрипач, конечно, присутствует на сцене. Музыка в спектакле рисует неповторимый колорит еврейского местечка, ритуальный свадебный обряд.
Сам текст пьесы написан стихами, ритм играет очень важную роль в постановке - его отбивает толпа революционеров, потом толпа туристов в Лувре. Ритм - ось всего спектакля.
Фото: В. Повольнов
Пикассо, Хемингуэй, Шагал в кафе-шантанах рассуждают об искусстве под его аккардеона, в сопровождении скрипки, гитары, контрабаса и барабана. Напряжение ожидания, тиканье часов, перестук поезда, улюлюканье нацистов и зловещий аккорд, каждый раз появляющийся в самых трагических моментах – многое возложено на музыкантов в спектакле.
Фото: В. Повольнов
Глубокое проникновение в сложность перипетий жизни Шагала позволили режиссеру и исполнителю Сергею Юрскому простыми на первый взгляд приемами заставить зрителя сопереживать с огромной силой чувств. В гробовой тишине еле сдерживаешь слезы, "вытягивают" всю душу.
Все актеры в спектакле играют несколько ролей. Юрский - это и витебский учитель, и Луначарский, и Шагал – девятилетний мальчик и 98-летний старик.
Фото: В. Повольнов
Наталья Тенякова (мать художника), будто сошедшая с картин сына, не актриса, а женщина из еврейского местечка. Сколько вселенской печали в ее обыденных вопросах к сыну, интонации которых заставляют тебя пла… – нет, смеяться. И поэтичная красавица-жена Белла, и Люшка-революция, и ангел-экскурсовод замечательны.
Дед художника был тем самым скрипачом, который забирался на крышу и играл коряво, но с "душой". Странный человек, искавший на крыше нижнюю ступеньку лестницы, ведущей на небеса, к богу. На сцене присутствует лестница-символ бога, совершенства, трудного жизненного пути.
Фото: В. Повольнов
Ангел назначает день кончины старого художника, и смерть Шагала выглядит, как карабканье его вверх по лестнице. Зал обволакивают звуки начала 8 симфонии Шуберта, неоконченной... Занавес падает. Шагал, Шуберт, живопись, музыка – театр.
28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах. А его живопись "звучит", украшая лучшие "храмы" музыки – Гранд Опера в Париже и Мет Опера в Нью-Йорке.
27 января день памяти двух событий века Шагала: освобождение Ленинграда от блокады и освобождение узников Освенцима советскими войсками. Большое спасибо спектаклю от благодарного зрителя.