Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Призрачная красота балета: в Саратове показали балет "Вешние воды"

В Саратовском академическом театре оперы и балета выпустили мировую премьеру – балет "Вешние воды" на музыку современного композитора Владимира Кобекина, посвященный 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева

Фото: пресс-служба Саратовского академического театра оперы и балета
Фото: пресс-служба Саратовского академического театра оперы и балета

Балет "Вешние воды" в постановке известного хореографа, художественного руководителя балета Театра Наталии Сац впервые выходит на театральную сцену – до этого момента опыта трансформации повести Тургенева в танец на театральной сцене не было. Спектакль, либретто для которого с щепетильной тщательностью и уважению к достоянию великого русского реалиста переработал тандем из композитора и хореографа и музыка для которого написана специально по заказу театра, станет центральным событием XXXI Собиновского музыкального фестиваля.

"...он прыгнул вперед: с унылого берега своей одинокой, холостой жизни бухнулся он в тот веселый, кипучий, могучий поток – и горя ему мало, и знать он не хочет, куда он его вынесет, и не разобьет ли он его о скалу! Это уже не те тихие струи уландовского романса, которые недавно его баюкали… Это сильные, неудержимые волны! Они летят и скачут вперед – и он летит с ними".


Фото: пресс-служба Саратовского академического театра оперы и балета 

"Почему "Вешние воды"? Это получилось случайно. Юрий Леонидович Кочнев (художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета) мне позвонил – я был в аэропорту, и мы начали говорить, какой балет хотим написать и поставить. У меня выскочило: "Вешние воды". Я вспомнил фильмы, красивые танцы, которые в нем были. Я тогда даже не помнил, что в этом году отмечается 200-лет со дня рождения Тургенева. Мы были вне этого. Балет писался не один год – и вот мы поняли, что грядет Мировая премьера, точно к 200-летию со дня рождения писателя"

Владимир Кобекин, композитор.

"Вешние воды" — история о русском помещике Санине, его первой любви к прелестной девушке Джемме, которую разрушила порочная страсть к Марье Николаевне Полозовой. На протяжении всего действия мы видим слабость благородства, столкнувшейся на жизненном пути с коварством обольстительных прелестей, ведущих человека к безвольности – бич общества времен Тургенева, сохранивший свою актуальность до наших дней. Это история горьких воспоминаний, наполненная призраками прошлого, ожившими на театральной сцене. Причем тема "призрачности" времени в полной мере отраженна в сценографии, за которую отвечали приглашенные московские художники Екатерина Злая и Александр Барменков.

Фото: пресс-служба Саратовского академического театра оперы и балета

"Мы изначально готовили другое решение и предполагали еще более классический вид этой постановки. Но примерно за час до сдачи макета мы решили кардинально все поменять и решили, что это будет темный балет: черное на черном… Опустевший дом Санина, где еще живут его воспоминания – призраки бывшей жизни. Но очень красивые призраки".

Художник Александр Барменков

"К этому добавилось решение в костюмах – на такой "тяжелой" декорации весь балет выступает в легких, воздушных платьях. Он легкий как дыхание, как упущенный момент, который вспоминает Санин… Все действие этого спектакля - как память, слайд, черно-белые фотографии, в которых есть одно яркое воспоминание… "

Художник Екатерина Злая

Облачив сцену в темный нуар, а артистов в дорогие, но легкие "подиумные" костюмы художники добились акцента на главную фабулу Тургенева – эмоции. Эмоции, которые находят своё отражение в музыке и танце. И если по хореографии многие ожидали привычных решений балетмейстера Кирилла Симонова, то музыка до первого взмаха палочки маэстро Кочнева оставалась загадкой – для Владимира Кобекина это не только первый опыт обращения к литературным текстам Тургенева, но и первый балетный опус. Удивили оба. Симонов точным, узнаваемым, но свежим сочетанием классического и современного балета, а Кобекин – выдающейся музыкой на стыке времен, сложно сочетаемой с традиционным пониманием значения словосочетания современный композитор. Свежая партитура будет сыграна в наш век, но могла и, кажется, должна звучать в театрах и дворцах столетия назад, где снискала бы не меньший успех. В симфоническом вступлении, аккуратно подводящем зрителя к началу действия, сочно звучат предостерегающие мотивы, как предвестники драмы – на сцене сквозь полупрозрачный занавес-фасад поместья видны легкие движения балетных артистов, слегка покачивающихся и отстраненных в своей призрачной красоте. Занавес поднимается, темп ускоряется и больше уже не падает, ни давая выступающим малейшей надежды на отдых.

Фото: пресс-служба Саратовского академического театра оперы и балета

Хореограф Кирилл Симонов поставил в Саратове яркий образец интенсивного психологического неоклассического балета. Все участники сцены постоянно находятся в движении, большое внимание уделено пластике тела, движению рук исполнителей, акцентирующих на себе зрительское внимание своими вычерченными изломанными линиями. И для артистов такая нагрузка – физическая и психологическая, дается с определенным усилием, допуская мелкие шероховатости, исправляемые временем и репетициями, – но результат их действий впечатляет уже сейчас. Полуторачасовой балет для зрителя пролетает за один миг, оставляя в сознании грустное ощущение увиденной литературной истины и необъяснимое ощущение невесомости от музыки и танца. "Вешние воды" - балет с тяжелым сюжетом, который смотрится на удивление легко.

Ключевые образы – помещика Санина и юную Джемму, исполняют артисты балета Алексей Михеев и Кристина Кочетова – еще одно точное "попадание" постановки. Алексей в партии Санина смотрится гармонично и убедительно: отразить душевные метания человека, взглянувшего на секунду в свою прошлую жизнь и нашедшего в ней переломный момент - "перевалочный пункт" собственной безвольности, - удалось ему полностью. Джемма в исполнении Кристины Кочетовой предстает эталоном очарования, легкости и грации – в "противовес" которой действует герой Татьяны Князюковой Марья Николаевна. Её образ наполнен животной страстью, сексапильностью и желанием – блестящим, ярким, но далеко не чистым. В её танце читается вседозволенность, точность, беспрецедентная уверенность в собственных силах и своём очаровании, перед которым не
может устоять ни Санин, ни её муж Ипполит Полозов (Александр Седов). Все это разнообразие характеров, облаченных в монохром декораций и разноплановые сценические эффекты, созданные художниками, заставляют чувствовать эффект дежавю и надежду – чувство чего-то важного, что уже случалось, что финал – знаком, но разве не это ли шанс на то, чтобы в этот раз он был другим?

Фото: пресс-служба Саратовского академического театра оперы и балета

Балет "Вешние воды" - это постановка скурпулезных деталей, постановка тонкой психологии, идеальный балетный очерк русской литературы – сложный, многогранный, порой непонятый, но близкий. Его можно рассматривать под лупой и все равно не найти всего, что заложено в пленяющие векторные движения. Российские балетные критики уже называют этот балет гордостью для театра - а прошел только закрытый показ. В афише саратовского театра появилась еще одна постановка, созданная на основе произведения русской классики – созданная впервые. И, кажется, что ничего не может помешать её счастливой репертуарной судьбе.

"Так долго не было Тургенева, который настолько театрален и хореографичен по своей стилистике и философии. Театр сегодня попал в эпицентр, в точку. Это мое чувство. Когда я услышала о "Вешних водах", для меня это было глотком свежего воздуха – "Ну, наконец-то".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
Тарасова Ирина
http://рупомощь.рф/index.php/satira-v-pomoshch/181-mertvye-dushi-ili-klony Это об авторе этой статьи, а также об сотруднике рекламы театра оперы и балета Алексее Олексеенко. обратите внимание, в этой статье. также есть реклама оперного театра. а как он привалекает правдами и неправдами зрителей в театр написано в этой статье
http://рупомощь.рф/index.php/satira-v-pomoshch/181-mertvye-dushi-ili-klony
28 мая 9:06

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть