Фёдор Абрамов: оседлавший деревянных коней
29 февраля 2020
"Голос Памяти" или как не забыть о самом важном?
28 февраля 2020
Рудольф Нуреев: детство, проведенное в провинции
28 февраля 2020
Алексей Смирнов: разрыв между формой и содержанием
28 февраля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 сентября 2018 10:24

Про "Контрабасни"

В Московском театре поэтов на сцене Центра Драматургии и режиссуры представили спектакль Алёны Муратовой по басням Влада Маленко

Фото: Центр Драматургии и режиссуры
Фото: Центр Драматургии и режиссуры

Перед началом спектакля на сцену вышла режиссёр спектакля Алёна Муратова, спросила у зала, что мы знаем о баснях. Она сказала, что сегодня зрителей ждут басни Влада Маленко в преломлении брехтовского, площадного, игрового театра. Театра, который, оказалось, близок не только режиссёру, но и автору литературного первоисточника. Алёна рассказала, что Влад много присутствовал на репетициях и участвовал в постановке спектакля.

Как известно, тут нередко возникает главный классический конфликт: для автора самое главное  — слово; для режиссера — действие. Но, по счастью, всё сложилось благополучно, и спектакль появился.  Маленко работает на игре слов и понятий, на современном социокультурном "бульоне", аллегориях  и метафорах  нашего сегодняшнего бытия.

Здесь — и "злоба дня", и более глубокие и вечные вещи.  Он — виртуоз.
Муратова же играет — действием. Виртуозно!

И от действия, между прочим, снова и снова возвращает нас к слову. Финальные реплики артистов нередко повторяются, акцентируются… Слово  очень важно — и для неё тоже. 

Поэтому, должно быть, автор и режиссёр пришли к согласию во время постановки спектакля. 
 В спектакле много насмешек, иронии  и сарказма. Это заложено в игровом, очень богатом для режиссёрской фантазии материале Маленко.

 В баснях у Маленко действуют не только животные, как у классических баснописцев. У него оживают и играют главную роль  даже бытовые приборы ("Утюг и мясорубка"), уличный фонарь ("Фонарь и окошко") и кухонный нож ("Нож"). 

  В спектакле персонажи на сцене олицетворяют ожившие пороки человека,  пороки Автора — героя спектакля "Контрабасни".  Алчность, зависть, жадность, гнев…  Герой-автор, измученный своим трудным творчеством, в начале истории просит этих "сущностей" оставить его в покое.

Они его мало слушаются и с энтузиазмом и радостью представляют, разыгрывают перед нами басни.
Брехт в своё время по-новому трактовал характеры "людей дна". Здесь авторы спектакля представляют нам образы страстей человеческих.

Ближе к концу, после пронзительной  басни "Душа", "сущности" раскаиваются и обещают исправиться. И тут Автор понимает, что – нельзя им этого делать. Без них-то – никак…

Фото: Центр Драматургии и режиссуры

И вот в самом финале мы слышим от Автора:
"Моя задача — лишь задать вопрос и, словно пулей,  им пройти навылет". И ещё: "А мой удел — вниманье к мелочам и шанс — не проворонить основного"…

Тексты Маленко заряжены внутренним ритмом. Пружина сжата туго. И — выстреливает: зонгами, частушками, голосовыми комическими "штюками",  ритмизированной декламацией или лирической песней под гармошку.

И — отбивание ритма. Почти постоянно. Ритмический шум, — какой только может издавать человек:  топот, стук — хлопки и звуки, самые разные звуки, издаваемые голосом.

Даже когда на сцене вдруг воцаряется  тишина, ритм как бы продолжает отстукиваться. 

В этом спектакле не случайно звучит много разнообразной музыки. И работает она здесь по законам "разных" театров.

Перед началом  звучит электрогитара. Артист сидит на балконе и неторопливо наигрывает.
В нескольких местах спектакля мы слышим современную зарубежную музыку в исполнении гитариста и наших артистов: Nirvana "My girl, my girl, don’t lie to Me", Moby "Trouble so hard", "I want You so bad" …

А ещё здесь стучат по барабану, выкатывают на сцену в меру расстроенное пианино, и одна из барышень играет на нём. Она же в другой басне сыграет на гармошке и споёт басню-песню  о несчастной любви.

А пианино сможет превратиться в импровизированную трибуну для одной из артисток-рассказчиц ("Енот на кладбище")…

Сегодня нет театра чисто Брехтовского или чисто Аристотелева,  театра Станиславского или, скажем,  Михаила Чехова. Нет чёткой грани между тем, что актёр нам на сцене представляет и что и как  он при этом заставляет нас переживать.

Да, есть в классическом театре такая вещь, как ведение зрителя. Эмоция, передаваемая исполнителем,  очень сильна и она возникает у зрителя однозначно. Практически у любого.

В театре "остранения" — иначе. Зрителю рассказали историю, разыграли её "в лицах" и чувствах. И порой, очень даже сильных чувствах. И — тут же актёр как бы "вышел" из роли, посмотрел на своего персонажа со стороны. Что-то произнёс — резонёрское. В случае с баснями – изрёк мораль.

Играть в такой постановке для актёров, наверно, очень непросто. И интересно.
А басни как жанр, похоже, предполагают именно  такую подачу со сцены.

Вообще-то, атмосфера площадного балагана не каждому близка. Может, оттого, что лица искажены ярким гримом, движения актёров  неестественны. И звучания их голосов, интонации, —  игра, искусство.

Это не всякому близко, потому что не похоже на реальную жизнь. А может быть, наоборот — оттого, что слишком сильно схоже с действительностью…

Автор этих строк смотрел спектакль "Контрабасни" два раза.  Однажды повезло увидеть в одной из ролей режиссёра спектакля Алёну Муратову.

Начало первого спектакля почему-то скомкалось. Забылось, что сейчас на сцене будут басни. Воспринимающий аппарат настроился с опозданием. И включился он  именно на словах персонажа Муратовой: "Каковы у них повадки, таковы у нас порядки" (басня "Ежи-скинхеды"). Это была мораль "сей басни" Влада Маленко. 

Тёмный грим на лице, бесконечное движение актрисы в пространстве и все предыдущие реплики, подаваемые громкими "игровыми" голосами, — всё отступило как будто.   На авансцене была одна Алёна и её настоящий, непритворный взгляд, искренне, с повтором произнесённая реплика. "Крупный план" в театре. И он, оказывается,  возможен.   Вообще, спектакль с участием режиссёра в качестве актрисы произвёл большое впечатление.

В басне "Компьютерный комарик" взгляд исполнителя в финале проникновенный: "На тот свет перебрался комарик, при этом так и не побывав на этом".

Представлена  и политическая тема ("Нефть" и "Енот-историк"), и тема "семьи и брака" ("Первая любовь").

Басня про будни искусства — "Ондатра в театре". Снова в финале запоминаются глаза – другой исполнительницы. Ещё один "крупный план".

"Театр денег"— очень сложная философская басня.  Из тех, что сложно воспринимается на слух. Но заставляет задуматься…

Фото: Центр Драматургии и режиссуры

А где-то в ткани спектакля для "гурманов" вдруг зазвучит – ни с кем не спутаешь — надтреснутый голос Владимира Семёновича в записи со старого винила, с шумами: "Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам? Проведите, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека". (С. Есенин, поэма "Пугачёв", монолог Хлопуши в исполнении Высоцкого).

Гурманы? Просто складываем хорошую поэзию и хороший театр — из прошлого. И – завершаем небольшой разговор о театре сегодняшнем.

Кажется, что нет чётких границ между театром представления и театром переживания. Отстранение или полная включённость, "свобода" зрительского восприятия или жёсткое режиссёрское ведение, — чётко согласно его режиссёрскому видению? Это ли важно?

Важно, что есть только хороший, талантливый театр. И — другой. 
Автору этой статьи посчастливилось побывать в хорошем театре и написать о нём.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Выставка Дмитрия Бухрова "Откуда ноги растут"
Фёдор Абрамов: оседлавший деревянных коней
"Голос Памяти" или как не забыть о самом важном?

В Москве

Верди-гала: финал в столице
Первый визит лионцев
Премьера "Ромео и Джульетты" в РАМТе
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть