Уже при одном взгляде на декорации спектакля "Череп из Коннемары", который пермский театр "У Моста" представил на сцене ГИТИС-театра в Москве, начинаешь кожей ощущать ту самую мистику МакДонаха, которую так тонко воспроизводит художественный руководитель театра Сергей Федотов и которую не так легко разглядеть за по-тарантиновски забористыми, грубыми и даже, на первый взгляд, жестокими текстами знаменитого ирландца. Таинственность и своеобразная лиричность образов МакДонаха не лежит на поверхности, но театру "У Моста" удаётся вывести её на передний план – не даром же театр называется первым мистическим в мире.
Фото: Полина Королева
Тяжёлый покров тайны буквально с первых секунд окутывает подмостки и медленно, как стелющейся по кладбищу туман, втекает в зрительный зал. Приглушённый свет, сценографическое решение поделить сцену на две части – дом и кладбище, которые не имеют между собой никакой перегородки и буквально переходят одно в другое, берущие за душу музыкальные мотивы – всё это создаёт непередаваемую атмосферу мистической тревоги и тоски по невозможности вернуть былое.
Фото: Полина Королева
Однако пьесы МакДонаха – это всё же комедии. И главным "комическим" персонажем в "Черепе из Коннемары" является Мартин Хенлон (Василий Скиданов), которого священник "Уэлш-Уолш" (Мартин всё время путает его имя) откомандировал помогать Мику с грязной, но необходимой работой – освобождать место на кладбище, или проще – извлекать останки покойников и спускать их на дно озера.
Для паренька, кажется, нет ничего святого. Он смеётся надо всем: над членами семьи, над тем, как неудачно зажарил хомячка в микроволновке, над смертью. Весть о том, что в этом году работы будут вестись с той стороны кладбища, где захоронена жена Мика Уна, он преподносит с явным удовольствием. Почти двадцатилетний, он всё ещё жестокий ребёнок, для которого сострадание – это что-то совершенно неизведанное.
Фото: Полина Королева
Впрочем, гуманист МакДонах и режиссёр Федотов не делают из Мартина злодея. В одной из самых жутких сцен спектакля, когда Мик Дауд и его юный помощник измельчают в корыте, которое стоит прямиком на обеденном столе, кости мертвецов, Мартин теряет спесь. Он выпивает для храбрости и плачет от страха, а ещё от вины, в которой он невольно признаётся Мику, за что тот заносит отвёртку над его головой.
Расправится ли Мик с Мартином? Признается ли в преступлении семилетней давности или нет? Да и вообще, было ли преступление или это всего лишь плод обострённого желания полицейского Томаса Хэнлана (Илья Бабошин) поиграть в настоящего детектива? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, надо посмотреть "Череп из Коннемары". Впрочем, хорошие спектакли не столько отвечают на вопросы, сколько задают новые. И для каждого они свои.