Форум считается одним из лучших на современном культурном ландшафте России, в первую очередь благодаря своей уникальной и насыщенной программе. Фестиваль охватывает направления "Театр", "Музыка", "Литература", "Выставки" и предлагает российскому зрителю окунуться в разнообразие форм и традиций мирового искусства. Здесь можно посетить легендарные театральные постановки и уличные перформансы, послушать выдающихся исполнителей классической музыки и открыть для себя музыку народов мира, увидеть шедевры живописи и познакомиться с новинками видео-арта, встретиться с выдающимися российскими литераторами современности и многое другое.
С каждым годом Платоновский фестиваль осваивает все новые форматы мероприятий и площадки Воронежа, завоевывая новых почитателей, в том числе и в профессиональной среде – слава о воронежском аналоге Эдинбургского или Зальцбургского фестиваля уже шагнула за пределы России. В немалой степени этому способствовал художественный руководитель фестиваля, театральный режиссёр и основатель Воронежского камерного театра Михаил Бычков. За прошедшие пять лет на фестивале прошли показы спектаклей таких выдающихся режиссёров современности как Филипп Жанти, Жозеф Наджа, Резо Габриадзе, Лев Додин, Римас Туминас и многих других. Особое место в театральной программе каждый год отводится спектаклям по произведениям Андрея Платонова.
Традиционно сильную драматическую составляющую театральной программы дополняют балеты. Благодаря Платоновскому фестивалю воронежский зритель открыл для себя и новые, актуальные сегодня театральные жанры, такие как синтетический театр или современный цирк.
Литературная программа фестиваля помимо традиционных мероприятий – обширной книжной ярмарки независимых издателей и уникальной эстафеты-чтения произведений Платонова, включает проекты с участием молодых воронежских литераторов и творческие встречи с известными российскими писателями и поэтами.
Форум позволяет расширить представление зрителя о мировой современной культуре во всем разнообразии ее форм, даёт возможность не выезжая из Воронежа открыть для себя прославленные зарубежные и отечественные спектакли и новые экспериментальные постановки, услышать этническую музыку актуальных групп мировой инди-фолк сцены и шедевры классики в исполнении выдающихся музыкантов современности. Каждый Платоновский фестиваль приносит России свой урожай премьер и 2016 год не исключение. Шесть спектаклей из пяти стран будут сыграны в России впервые, а музыкальные коллективы, представляющие восемь государств, впервые сыграют свою музыку на российской земле.
2, 3 и 4 июня 18:30
Воронежский концертный зал
"Носороги"
Национальный театр города Крайовы (Румыния)
Режиссёр - Роберт Уилсон
Пьеса "Носороги" основоположника театра абсурда Эжена Ионеско не перестает привлекать к себе внимание режиссёров театра и кино. Роберт Уилсон - не исключение. Спектакль "Носороги" он поставил на родине драматурга – в Румынии, премьера состоялась в 2014 году. Интересно, что Ионеско и Уилсон были знакомы: они встречались в Париже, где драматург предложил американскому режиссёру поставить одну из его пьес. Спустя почти 45 лет Роберт Уилсон осуществил эту идею, выбрав историю о том, как жители европейского маленького провинциального городка по очереди превращаются в носорогов, и только один, не обремененный моралью выпивоха и недотепа пытается противостоять массовому озверению.
4 июня 21:00
Парк Рамонского замка
Концерт Алекса Мендхама и его Оркестра (Великобритания)
Винтажная музыкально-танцевальная вечеринка времен Великого Гэтсби, центром которой станет первый российский концерт джазового оркестра Алекса Мендхама из Великобритании, ждет посетителей имения принцессы Ольденбургской в Рамони.
Алекс Мендхам и его Оркестр является резидентом знаменитого лондонского отеля "Савой", в его составе – 11 музыкантов. Во главе коллектива – харизматичный дирижёр и вокалист Алекс Мендхам, украшение оркестра – прекрасные вокалистки сёстры Данлоп. Музыканты сохраняют звучание и стиль винтажного Голливуда, играя на подлинных инструментах того времени.
5 июня 19:00
Театр оперы и балета
Концерт для фортепиано с оркестром Беньямина Юсупова
Фортепиано - Беньямин Юсупов
Дирижёр - Максим Рысанов
Воронежский молодёжный симфонический оркестр
Беньямин Юсупов ©Concerto Intimo
Российско-израильский композитор, пианист, дирижёр Беньямин Юсупов впервые в России сыграет свой Концерт для фортепиано с оркестром (Piano Concerto-Intimo). Произведение было написано в 2005 году в традиции романтизма. Его мировая премьера состоялась в 2007 году, автор исполнил концерт вместе с Филармоническим оркестром Ангальт-Дессау под управлением дирижёра Голо Берга. С тех пор концерт исполнялся лишь несколько раз, и ни разу – в России.
На Платоновском фестивале искусств Piano Concerto-Intimo исполнит сам автор в сопровождении Воронежского молодёжного симфонического оркестра, а за дирижёрский пульт встанет один из лучших молодых альтистов мира и по совместительству дирижёр – Максим Рысанов. В первом отделении этого вечера Рысанов выступит в роли солиста – он будет исполнять соло на альте в Viola Tango Rock Concerto Беньямина Юсупова.
5 и 6 июня 20:30
Театр драмы имени А. Кольцова
"Сплетение"
Compagnie 111 – Орельен Бори (Франция)
Сценография французского хореографа и режиссёра Орельена Бори, как правило, строится на игре с пространством и точками опоры. "Сплетение" ("Plexus") продолжает серию женских хореографических "портретов". Это потрясающий образец "физического театра", танцевальный "портрет" японской балерины Каори Ито.
Обладательница множества премий и наград, танцовщица и хореограф Ито сотрудничала с Филиппом Декуфле, Анжеленом Прельжокажом, Джеймсом Тьере, Аленом Плателем и другими выдающимися хореографами современности. Название спектакля происходит от латинского слова "plexus", которое использовалось в анатомии для обозначения "системы" сосудов и нервных клеток. Бори интересует, как сплетение импульсов внутри человеческого тела внешне выражается в комбинации движений.
"Я рисую портрет Каори Ито с помощью её тела, – рассказывает Орельен Бори. – Я интересуюсь памятью движений, сформированной, в основном, при помощи танца; меня волнуют глубинные следы, которые искусство выгравировало на её теле. Как танец сформировал её внутреннее пространство? Сплетение – это диалог между внутренним миром Каори и внешней средой".
6 и 7 июня 20:00
Камерный театр
"Идеальный сад"
Liquid Loft (Австрия)
Художественный руководитель и хореограф – Крис Харинг
Компания Liquid Loft была основана в 2005 году известным австрийским хореографом, лауреатом многих наград Крисом Харингом, музыкантом Андреасом Бергером, танцовщицей Стефани Камминг и драматургом Томасом Елинеком. Соединяя современный танец, звуковой и световой дизайн, они создают сложные синтетические произведения.
"Идеальный сад" – это живой хореографический фильм о том, как обычный ужин может превратиться в головокружительное путешествие по измерениям макро- и микрокосмосов. Актеры с видеокамерами в руках ведут зрителя через причудливые вселенные органических объектов, транслируемые на большой экран. Получается не просто визуально красивый натюрморт, в котором все движения и поведение человека неумолимо поглощается природным изобилием, но ещё и философское предупреждение человечеству. Картинка вызывает ассоциации с барочными садами и земными наслаждениями, и напоминает о том, что общество, ведомое лишь страстями, недолговечно.
"Я стараюсь избегать повествования, так как считаю, что сейчас истории рассказываются через ассоциации", – говорит постановщик Крис Харинг. Именно ассоциативное восприятие необходимо для "переваривания" этого "ужина", так как сюжета в спектакле как такового нет".
8 и 9 июня 20:00
Театр юного зрителя
"Город"
Incubator Theatre (Израиль)
Режиссёр – Амит Улман
"Инкубатор Театр" появился в 2005 году в Иерусалиме с целью создания инфраструктуры для независимых театров.
"Город" – это остросюжетная хип-хоп опера, созданная в стилистике детективов и фильмов-нуар 40-х годов. Ее создатели Амит Улман, Омер Хаврон и Омер Мор – участники "Шоу Виктора Джексона" ("The Victor Jackson Show"), известной изральской хип-хоп группы.
Сюжет спектакля строится вокруг двух персонажей – циничного полицейского по имени Джо, представляющего Хамфри Богарта и Jay-Z в одном лице, и молодой певицы, по закону жанра, роковой красавицы в красном платье Сары Беннетт. Джо берётся за расследование загадочного исчезновения сестры Сары, и этот выбор может стоить ему жизни. История о тщеславии, страсти и убийстве положена на ноты, герои разговаривают со зрителем языком рэпа и бит-бокса, а женский вокал звучит под аккомпанемент гитары и синтезатора. Это остроумное и смелое шоу с хорошим юмором и пародийным сюжетом, исполняемое на идеальном английском.
11 июня 18:00
Карьер Белый колодец
Опен-эйр "Музыка мира в Белом колодце"
Ministry of Echology (Литва)
Jambinai (Южная Корея)
Джо Дрисколл (США) & Сейку Кояте (Гвинея)
Хинди Зара (Марокко)
©Евгения Небольсина
В 12 километрах от Воронежа находится живописный меловой карьер Белый колодец, называемый в народе "воронежским Гранд-каньоном". Это сравнительно новая площадка фестиваля – в прошлом году многочасовой концерт исполнителей World Music на пляже карьера собрал порядка двух с половиной тысяч любителей хорошей независимой музыки. В этом году три из четырех коллективов, заявленных в лайн-апе музыкального марафона в Белом колодце выступят в России впервые.
Ministry of Echology
Ministry of Echology ("Министерство эхологии") – это молодой коллектив из Литвы, играющий солнечный регги и даб, с характерным плотным басом и богатой духовой секцией. "Распространяем любовь посредством музыки с 2009 года", – пишут о себе сами музыканты. В составе группы – 10 человек, почти оркестр с барабанами и перкуссиями, саксофоном, тромбоном, горном, волынкой, и, конечно, гитарами. Ребята гастролировали в странах Прибалтики и Европы – Польше, Германии, Франции, и везде публика принимала их на ура.
Jambinai
Одна из самых оригинальных по звучанию команд на андеграунд-сцене Восточной Азии, Jambinai играет мрачный и довольно тяжелый экспериментальный этно-эмбиент с элементами пост-рока, нойза и электронной музыки, используя народные музыкальные инструменты – пири (корейская бамбуковая флейта), хаегум (двухструнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку) и
комунго (корейская цитра).
Илво Ли, Боми Ким и Еун-йонг Сим познакомились в национальном университете искусств Кореи, где они изучали музыкальные традиции своей страны. Желание по-новому представить этот жанр широкой публике, которая не слушает подобную музыку, объединило музыкантов в один коллектив.
Джо Дрисколл (США) & Сейку Кояте (Гвинея)
Музыкальный талант
Сейку Кояте в крови – его отец M'Bady Kouyate – потомок гриотов, известный исполнитель на коре – древнем африканском 21-струнном щипковом инструменте, лауреат множества премий. По звучанию кора напоминает арфу и лютню, на ней традиционно играют гриоты — бродячие певцы, сказители и хранители легенд в Западной Африке.
Сегодня Сейку Кояте один из самых виртуозных африканских музыкантов, покоряющих слушателей по всему миру своими сверхскоростными риффами, за что его часто называют "Джими Хендриксом коры". С легкостью сочетая разные музыкальные стили своим мастерством он украшает любые композиции, наполняя глубоким духовным содержанием как простые фанковые ритмы, так и сложные гармонии.
Джо Дрисколл - известный американский рэпер и битбоксер, "человек-оркестр", стал выступать с 14 лет в качестве фолк-исполнителя, а в двадцать с небольшим лет полностью посвятил себя музыкальной деятельности.
Кояте и Дрисколл впервые встретились в 2010 году на фестивале в Марселе, и уже очень скоро стало понятно, что их кросс-культурный джем вырастает в полноценное и постоянное музыкальное партнерство. "Секрет заключен не в потрясающем сплаве двух разных культур, а в том, как незаметно и органично они вплетены в универсальный музыкальный язык", - писал о сотрудничестве Дрисколла и Кояте авторитетный музыкальный журнал Songlines.
Те, кто приедут на опен-эйр в Белый колодец, услышат новую пластинку дуэта "Monistic Theory", которая вышла совсем недавно - 13 мая. Это качественная и легко воспринимаемая поп-музыка с утонченной игрой на коре и проникновенным вокалом Кояте и спокойным фанковым грувом, мелодичностью английских фолк-поп баллад и рэпом Дрисколла.
Хинди Зара
Известная инди-фолк исполнительница из Марроко Хинди Зара, проживающая во Франции, уже приезжала в Россию - в 2012 году в рамках Дней Франкофонии прошли её выступления в Москве и Санкт-Петербурге. В рамках Платоновского фестиваля певица даст первый российский концерт в поддержку своего альбома "Homeland", который вышел в апреле 2015 года.
В коктейле самобытной музыки Зары смешаны самые разные культуры - африканская, берберская, египетская. The Guardian
описывает ее последний диск "Homeland" как "Впечатляющий сет, раскрывающий красоту её прекрасного, сдержанного вокала в восхитительных балладах о безответной любви на английском и французском языках, в композициях, вдохновленных фламенко, и, ярче всего, в пустынном блюзе".
12 июня 20:00
Центральный парк культуры и отдыха
Концерт "Музыка мира в Зеленом театре"
Lau (Шотландия)
Violons barbares (Болгария, Монголия, Франция)
Lau
Название группы Lau с
оркнейского диалекта англо-шотландского языка переводится как "естественный свет". Коллектив образовался в 2004 году в Эдинбурге и на сегодняшний день выпустил 5 полноформатных альбомов, последний "The Bell That Never Rang" (2015) будет презентован российской публике на Платоновском фестивале искусств. В состав трио входят Крис Древер (гитара, вокал), Мартин Грин (аккордеон, клавиши, электроника) и Эйдан О’Рурк (скрипка). Музыка Lau ближе к аутентичному британскому фолку и кельтской традиции, с вкраплениями джаза и электроники.
Violons barbares
Violons barbares или "варварские скрипки" в переводе с французского - это балканские мелодии, скачущие ритмы и магическое горловое пение. Этот мультикультурный проект объединяет двух музыкантов, играющих на народных смычковых инструментах (Дандарваанчигийна Энхжаргала из Монголии, известного под псевдонимом Эпи – горловое пение, морин хуур, Димитара Гугова из Болгарии – вокал, гадулка) и французского перкуссиониста Фабьена Гуйо (вокал, перкуссия).
13 июня 18:00
14 июня 19:00
Театр драмы им. А. Кольцова
"Сванхильд"
Grusomhetens Teater (Норвегия)
Режиссёр - Ларс Ойно
Грюсомхетенс Театр или "Театр жестокости" в переводе с норвежского языка - один из самых оригинальных театральных коллективов Европы. Названием компания обязана своему основателю, режиссеру и художественному руководителю Ларсу Ойно - последователю французского драматурга, актёра и режиссёра Антонена Арто, который отрицал театр в привычном понимании и разработал собственную концепцию под названием "театр жестокости". Под "жестокостью" Арто имел в виду "безусловную строгость и крайнюю концентрацию всех сценических средств".
"Сванхильд" - малоизвестное широкому читателю произведение великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Центральные персонажи – сильная и независимая девушка Сванхильд, предвосхищающая нескольких более поздних героинь Ибсена, и поэт-романтик Фалк. Сюжет пьесы завязывается в один яркий солнечный день в буржуазном районе Осло, где люди живут в защищенном месте. Этикет и комфорт создают атмосферу, в которую не проникают сигналы из внешнего мира.
13 июня 18:00
14 июня 19:00
Театр оперы и балета
"Крокодил-обманщик / Дидона и Эней"
C.I.C.T. – Théâtre des Bouffes du Nord (Франция)
Режиссёры – Самюэль Ашаш и Жанна Кандель
На закрытии VI Платоновского фестиваля искусств состоится российская премьера музыкального спектакля "Крокодил-обманщик / Дидона и Эней" легендарного парижского театра
"Буфф дю Нор". Это дебютная работа молодого режиссёра Самюэля Ашаша и лучший музыкальный спектакль 2014 года во Франции, по оценке Академии Мольера.
"Дидона и Эней" - знаменитая опера английского барочного композитора Генри Пёрселла по сюжету поэмы Вергилия "Энеида". В искрометной и дерзкой версии изобретательной труппы "Буфф дю Нор" эта трагедия о несчастной любви царицы Карфагена Дидоны и героя Троянской войны Энея временами превращается в умопомрачительную комедию, а музыка Пёрселла звучит в новой обработке, из-за чего становится ближе слушателю XXI века.
Это современный фарс, в котором под сомнение поставлены все музыкальные и перформативные элементы оригинальной оперы – мизансцены, позы артистов, музыкальные фразы, отношение к условности, сам миф о Дидоне и Энее и темы, которые он поднимает: любовь, разлука, смерть, скорбь. Музыкальная основа "Крокодила-обманщика" - джазовый оркестр, чья игра удачно сплетается с "музыкой" спектакля, певцы же ловко переходят от оперного пения к драматическим диалогам и актёрской импровизации.