Юрий Бондарев: командир батареи
30 марта 2020
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой
30 марта 2020
Виртуальные богатства Москвы музейной
30 марта 2020
Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

30 января 2020 17:10

Сарафанов и другие. "Старший сын" в Маяковке

Премьера спектакля "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова прошла в Московском академическом театре имени Маяковского.

Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского
Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Спектакль "Старший сын" по одной из самых известных пьес Александра Вампилова поставил в Театре Маяковского молодой режиссер Анатолий Шульев. Главную роль Андрея Григорьевича Сарафанова сыграл народный артист России Игорь Костолевский.

Режиссуру Анатолия Шульева в этом спектакле можно отнести к разряду актерской. В его спектакле нет никаких постмодернистских новаций, причуд и "фиг в кармане".

Текст знаменитой пьесы сохранен практически полностью, роли в целом разобраны точно, а порой и необычно, артисты играют интересно, воодушевленно, сообразуясь с канонами русского психологического театра. В спектакле нет особой ностальгии по былым годам и воспоминаний о том, "как хорошо мы плохо жили". Авторы спектакля не "комплексуют" по поводу некоторой нестыковки дат, упоминающихся в тексте пьесы, возрастов героев и современной театральной фактуры.

Это касается и своеобразного изобразительного решения Мариуса Яцовскиса, и оригинальных костюмов Марии Даниловой, и музыки Полины Шульевой.  При этом спектаклю не откажешь в тонкости и проникновенности, свойственных атмосфере 60-х и 70-х годов прошлого века.  Наверное, поэтому он так тронул, прежде всего, обычных, не искушенных в театральных новациях зрителей старшего поколения, которые в финале, не стесняясь, вытирали слёзы.


Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Мариус Яцовскис придумал эффектную мобильную декорацию - сооруженный в стиле современного конструктивизма фасад дома, который благодаря несложной трансформации моментально превращается в квартиру Сарафановых или комнату дома Макарской. Из примет 60-х и 70-х на сцене присутствуют чугунная водопроводная колонка, из которой течет вода, старый кухонный сервант, холодильник ЗИЛ, телевизор "Горизонт"(а, может быть, даже и "Рубин"), по крышке которого один из персонажей будет отчаянно лупить кулаком, добиваясь приличного изображения. (Это, как помнят представители старшего поколения, тоже примета 70-х). Мария Данилова не пытается поразить зрителей броскостью костюмов: у парней они вполне обычные, сдержанные, у Бусыгина он даже намеренно опрощен. Андрею Григорьевичу Сарафанову, как работнику сферы искусства, "выделен"превосходного качества черный костюм, белая рубашка, галстук-бабочка и элегантный серый плащ, который можно было бы, не стесняясь, носить и в наши дни. Для прекрасных дам художник по костюмам расстаралась на славу, проявив столь свойственный ей тонкий вкус и фантазию.  Их наряды скромны, но, при этом, стильны и даже изысканны. Усиливает впечатление то, что молодые актрисы обладают каким-то неуловимым талантом изящно их носить.


Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Спектаклю предстоит долгая жизнь, и он, безусловно, будет совершенствоваться. Но после первого премьерного показа впечатления рецензента об увиденном оказались не однозначными. Спектакль показался не совсем ровным. В первом акте были заметны ритмические спады, в отдельных моментах - суета или, наоборот, неоправданная медлительность, не всегда точная взаимосвязь актеров. Некоторые из них (особенно молодые герои-мужчины) старались компенсировать это за счет стремления сыграть как можно ярче, эффектнее и громогласнее, тем самым в определенной степени нарушая общую гармонию действия. Между тем сразу после антракта возникло впечатление, что кто-то как будто влил в жилы актеров новую энергию: они стали действовать в едином, спаянном ансамбле, соблюдая чувство меры и главную заповедь сценического существования, который в России принято называть "петелька-крючочек".

Автору этих строк удалось на своем зрительском веку увидеть помимо замечательного фильма, созданного 45 лет назад Виталием Мельниковым по пьесе А. Вампилова, еще с десяток спектаклей - от абсолютно традиционных до авангардных. Поэтому пьеса уже выучена  почти наизусть, и все ее сюжетные повороты известны до мельчайших подробностей. Тем не менее, спектакль молодого режиссера в целом смотрелся с немалым интересом. Наверное, это объясняется умело выстроенными темпоритмами, точными акцентами, эмоциональной подвижностью актеров, их легкостью и отсутствием пафоса. Отрадно, что некоторые артисты вместе с режиссером попытались найти в своих персонажах "изюминку", т.е. какие-то особенные черты, отличающие их героев от тех, что были сыграны ранее. Есть, однако, и такие, которые пока что двигаются привычной колеей, цепляются за стереотипы в восприятии персонажей. И им еще предстоит искать ту самую изюминку. Например, Владимиру Гуськову, сыгравшему внешне эффектного, но вполне ожидаемого поверхностного нарцисса Сильву.


Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Симпатичен, комичен, но несколько суетлив и криклив похожий на хорохорящегося петушка вихрастый Васенька юного студента Станислава Кардашева. Кудимов Ильи Никулина порой кажется чуточку искусственным и даже неправдоподобным (а главное - не смешным!) в попытках продемонстрировать свою скрупулезность и военную выправку.

Неожидан и своеобразен Бусыгин Алексея Дякина. В отличие от прежних виденных мной "старших сыновей Сарафанова"  нынешний - это типичный провинциальный паренек с соответствующим говорком, который, судя по всему, до института успел поработать на заводе и отслужить в армии. В нем нет лоска и внешнего шарма, но чувствуется простая открытая душа и, что самое главное, - человеческая порядочность, мужское начало и основательность. Наверное, этим он и приглянулся своей "сестре" Нине, уставшей от нытья окружающих ее мужчин. Но все же хочется надеяться, что Алексей еще поищет ту самую изюминку, о которой шла речь выше, и его Володя Бусыгин станет более харизматичным и менее однозначным.


Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Замечательны обе героини спектакля. Макарская по замыслу драматурга, скорее всего, должна вызывать у зрителей негативное отношение. Судите сами: она довольно легкомысленна, своим двусмысленным поведением давно мучает несчастного влюбленного Васеньку и даже (о, ужас!) нарушает данное ему обещание сходить с ним в кино! К тому же на виду у всех флиртует с хлыщом и донжуаном Сильвой. Но, признаюсь, что Макарская Юлии Соломатиной отрицательных эмоций у меня не вызвала. Более того, она меня очаровала! Во-первых, эта женщина красива, пластична и весьма элегантно смотрится в своих роскошных темных платьях. Во-вторых, она по-женски мудра и, при этом, проста и незлобива. В-третьих, очень узнаваема и трогательна в стремлении скрыть под личиной независимости и иронии затаённую женскую тоску по лучшей доле, по мужскому вниманию и ласке. В-четвертых, немного лукава и загадочна, и ты до конца так и не можешь понять, что на самом деле происходит в ее душе! Так что в данном случае пресловутых изюминок - хоть отбавляй.

Очень интересна, глубока и умна Полина Лазарева в роли не по годам взрослой и твёрдой Нины, везущей на своих хрупких плечах тяжеленный воз забот по дому и проблем своих неприкаянных и рефлектирующих мужичков. Поэтому поначалу Нина кажется суровой и хмурой, хотя на самом деле она - девушка на редкость привлекательная, нежная и статная. В ней тоже чувствуется тоска по пока еще не испытанной любви к настоящему мужчине, который бы мог стать ей опорой. Отсюда - выбор бравого курсанта, будущего летчика, который кажется ей решительным и целеустремленным и с которым можно уехать на край света от опостылевшей суеты. Нина по своей натуре не склонна к романтическим "вздохам при луне". Поэтому она так настороженно воспринимает проснувшееся в ней настоящее чувство по отношению к так называемому братцу. И, узнав правду, не просто облегченно вздыхает, а как будто сбрасывает со своих плеч неимоверную тяжесть. Но надо отдать должное актрисе: она и здесь достаточно сдержанна в проявлении чувств, хотя ты чувствуешь бушующие в ее сердце бури.


Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Стереотипы в восприятии образа Сарафанова-старшего мешали идентифицировать его с человеческим и театральным имиджем Игоря Костолевского. Это и понятно: замечательный артист производит впечатление баловня судьбы, и, как он сам когда-то сказал: "делового, успешного человека, благополучного, с трехразовым питанием на лице". К тому же он переиграл в кино и в театре немало представителей "голубой крови"- и не только знаменитого кавалергарда Анненкова, но даже венценосных особ, например, императора Александра I и принца Уэльского. А однажды даже сыграл древнегреческого Бога Аполлона! Поэтому, грешным делом, приходила мысль: ну, какой из него Сарафанов - неустроенный маленький человек, не достигший успеха музыкант, не гнушающийся выпить в одиночестве водочки и не сумевший толком воспитать детей?! Хотя, вспоминая Марина Мирою из "Безымянной звезды", спившегося актера-бомжа Бимова из фильма "Усадьба", а также маргинального и жутковатого гоголевского Плюшкина из "Мертвых душ" Сергея Арцибашева в Маяковке, было основание предположить, что Игорь Костолевский способен преподнести сюрприз, кардинально изменив свой актерский имидж и амплуа. Что он и сделал в "Старшем сыне".


Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Артист создал образ человека высокой души, настоящего интеллигента, не находящего применения своему таланту в маленьком провинциальном городке. Кстати, в том, что Сарафанов - профессиональный музыкант, ты абсолютно не сомневаешься! Правда, аргументировать такой вывод сложно, это, скорее, из области интуиции. (Признаюсь, что ни в одном из прежних виденных мной спектаклей эта важная черта образа не акцентировалась столь явно, и это, ко всему прочему, можно считать большой удачей режиссера и артиста). Не обладающий твердым характером и решительностью Андрей Григорьевич не смог устроить свою личную жизнь, оказавшись брошенным женой с двумя детьми на руках. Но, как и те женщины, о которых шла речь выше, истосковался по человеческому теплу, по любви и пониманию окружающих. Он до поры до времени тщетно старается утаить свое незавидное положение, но вовсе не конфузится, когда при всем честном народе раскрывается "секрет Полишинеля" о том, что он играет на похоронах и танцах. Потому что вовсе не считает такое занятие чем-то зазорным, более того, относится к нему как к некоему долгу и даже миссии! Он на редкость добр, мягок и даже кроток в отношениях с детьми. Но это вовсе не мешает ему быть человеком с обострённым чувством собственного достоинства и чести. Когда выясняется, что настоящие дети его покидают, в нём возрождается крепкий, суровый, упрямый мужик, бывший вояка-артиллерист, который решает кардинально изменить свою жизнь. Игорь Костолевский играет эту кульминационную сцену мощно, страстно, пронзительно. Хотя в силу своих природных актерских качеств остается сдержанным, достойным, не позволяя себе "рвать рубаху на груди".


Фото Сергея Петрова, пресс-служба Театра им. Вл. Маяковского

Хочется надеяться, что его замечательный Андрей Григорьевич Сарафанов обретет новое счастье в своей "взрывоопасной" семье, пополнившейся новым сыном. И, благодаря этому, может быть, даже закончит сочинение кантаты под названием "Все люди - братья".

 





Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРАХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Бондарев: командир батареи
Евгений Попов. Под знаком меркантилизма.
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть