В главных ролях:
Департамент торговли и услуг города Москвы, организатор фестиваля
Импровизированная труппа актеров театра "Глобус" во главе с Шекспиром
Шесть смельчаков-артистов от мала до велика
Трое журналистов
Место действия:
Открытая сцена как в чеховской "Чайке", только с видом не на озеро, а на Тверской бульвар и вечную стройку. Тучи сгущаются, вот-вот пойдет дождь. Часть сцены защищена чем-то вроде крыши.
Действие первое. Явление первое.
– В прошлый раз здесь такой экшн был: крыша прохудилась, и струя воды вдребезги разнесла колонку, прямо во время спектакля, – размахивая руками, рассказывает киноактер Женя. – Сейчас с этой стороны балки укрепили, чтобы нам опять аппаратуру не залило, – добавляет он и провожает нас, журналистов, присесть в этот угол на матрас. Обстановка напоминает дачный чердак. Поначалу не верится, что какой-то спектакль состоится, и кто-то придет поучаствовать в кастинге в такую погоду. О театре в этот момент напоминают только бутафорские сапоги Жени.
– Ну, раз никого, кроме журналистов, нет, будем репетировать спектакль с вами, – приговаривает актер ШДИ Евгений, раздавая нам сценарии. – А вы думали! Кто не репетирует, тот от дождя под крышей не прячется. Раз вы стесняетесь, давайте займемся речевой гимнастикой…
Пока журналисты судорожно вспоминают заученные в школе стихи и начитывают вслух сценарий, погода налаживается и появляются первые участники.
Действие второе. Явление первое.
– Здравствуйте, меня зовут Анна. Я занимаюсь логистикой, в детстве играла в школьном театре. В душе я, наверное, артист, - продекламировала участница номер один.
Анна проникновенно читает реплику из сценария, актеры пытаются создать вокруг нее антураж, погрузить в обстоятельства пьесы, дают ценные указания:
– Это ведь прирожденная актриса, почему логистика? – возмущается временный "Шекспир" Стас.
– В стране сейчас и так перебор с гуманитарными профессиями… – сетует участница.
– Анна, не страшно вам было выходить на сцену при всем честном народе? – интересуюсь я.
– Нет, для меня это шанс попробовать себя в новом качестве. Поначалу стесняешься, а как начинаешь читать – погружаешься в свои мысли и уже ничего не замечаешь вокруг, есть только ты и сцена. Ну и зритель, если повезет с погодой.
– Мы играем другой наш спектакль "Гамлет" в семь часов вообще под аккомпанемент дрелей и отбойных молотков, – делится впечатлениями режиссер Стас. – Когда ты на сцене, ты забываешь даже про это. Вот я две недели в сапогах ходил и ногу натер, извините за подробности. Но на сцену выхожу – и болеть перестает!
Явление третье.
На подмостках вторая участница, переводчик с китайского. Читает монолог Гамлета на английском.
– Женя, посмотри, какие у нас таланты. Ты вот можешь на английском читать так? – подтрунивает над коллегой Стас.
– Держи слезы, ты сильная! – инструктирует девушку Женя. – А теперь давай как рэперша, как гангстер.
Девушка начинает читать ритмичнее.
– Да не R&B, покажи нам Тупака! – не унимается актер. – А по-китайски можешь? Какую народную мудрость на китайском знаешь?
Участница вспоминает песенку на китайском, стихи из памяти вылетели. Женя и тут находит, что ответить:
– Я знаю одну народную мудрость: китаец воевать не будет, он будет ждать, пока по реке проплывет труп врага…
Явление третье.
Пока я отвлеклась на интервью со второй участницей, на сцене очутилась танцовщица Эля, сгусток необузданной энергии. Босиком она исполнила не то танец, не то перформанс.
– Чем живете, Эля? Чем дышите? – осведомляется Женя.
– Обычно кислородом, но случается и углекислым газом.
Эля читает стихи.
– Очень похоже на современную поэтессу одну… – вмешивается Женя.
– Да, это известная поэтесса. Эля, – девушка хихикает и показывает язык.
– Ну тут и делать ничего не надо, готовая Фея (персонаж пьесы, - ред.), – комментирует Стас.
–Уже представляете себе будущий спектакль? – спрашиваю у Жени.
– Я боюсь людей разочаровывать, если честно. Это здорово, что находятся смельчаки, ради них все делается. Но вот они завтра придут на репетицию, а тут дождь – и что нам делать?
– Как вам кажется, чего люди ждут от этой затеи?
– Позитива, наверное. Мы обещаем им банку варенья за участие, но это, конечно, не главный стимул. Внимание, самореализация – это важно для них. Тут журналисты интервью взяли, там сфотографировали – перед камерой все оживляются, сразу раскрываются таланты.
Явление четвертое.
Театру все возрасты покорны: принять участие в кастинге могут люди любого возраста. Лизе, артистке номер четыре, восемь лет. Сюда она пришла с бабушкой и дедушкой, это ее первый сценический опыт. Говорит, ей не было страшно, даже понравилось, завтра придет на репетицию.
– Евгений, как вам удастся за одну репетицию создать спектакль?
– Да, это рискованно, все будет зависеть от погоды. Но если участники не соберутся завтра на репетицию, у нас есть актеры – заменим. Нам всего-то нужно набрать шесть-семь артистов. Конечно, получится не полноценный спектакль, а скетч, набросок. Но у людей ведь есть фантазия – дофантазируют детали. До этого весь месяц мы проводили открытые репетиции – просто раздавали всем желающим сценарии и устраивали читку – и народ собирался, едва хватало мест, как в настоящем "Глобусе".
– Желающие выйти на сцену набираются так же охотно?
– Тут сложнее, тут нужно вытаскивать из человека энергию, зазывать. Мужчин сложнее затащить, девушки в одиночку – пожалуйста. Начинают заигрывать, флиртовать, потом и на сцену выходят.
– Где еще увидишь настоящего человека? – подключается к разговору Женя. – Кто сейчас раскрывается просто так? А тут неподдельные слезы, эмоции, человек душу напоказ выставляет. Особенно люблю, когда читают собственные стихи.
Явление пятое.
Следующая участница Раиса читает Маршака. Ее привела на кастинг подруга.
– Это ее тайная мечта – стать актрисой. Она вся светится, посмотрите, – радуется за Раису подруга.
– Сколько вам лет, если не секрет?
– Ей 67, но этого не скажешь – на сцене она молодеет, – продолжает радоваться подруга.
– Я в детстве выступала в театре, но потом семья, дети, работа – не сложилось, – делится сама Раиса. – А теперь дети выросли, терять нечего. Вот и пытаюсь сделать оставшиеся годы более насыщенными.
Действие третье. Явление первое.
Шестая, и последняя, участница представляется Василисой.
– Чем занимаетесь, Василиса?
– Премудростями всякими, – кокетливо отвечает девушка. Как выясняется позже, это новая солистка группы "Ленинград".
– Пусть знают, что у нас и такие люди бывают, – сообщает мне на ушко режиссер Стас.
Занавес.
Эпилог:
Спектакль состоялся, но на три дня позже: погода все-таки внесла свои коррективы. Только четыре участника добрались до финала. Аудиторию составили в основном знакомые самих артистов, но и прохожие останавливались посмотреть, что происходит на импровизированной сцене. Так театр вышел на улицы Москвы. Он задержится на Тверском бульваре до седьмого августа: каждый вечер профессиональные артисты будут играть "Гамлета" на уличной сцене.