"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Спектакль "Наташа". Сноб под микроскопом.

Классовый конфликт через сто лет после Чехова.

Все фото из спектакля предоставлены Театром Наций.
Все фото из спектакля предоставлены Театром Наций.

Пьеса "Абулия", на сцене театра Наций – "Наташа", была написана драматургом Мариной Крапивиной в 2020 году как образец современной реалистичной драмы, и, судя по полной и ранней продаже билетов на спектакли Светланы Земляковой, публике явно недостает ярких семейных историй в постановке внимательного к деталям, оригинального и смелого режиссера.

Основной темой спектакля является вечный страх "коренных" столичных жителей, обитающих в "пределах Бульварного кольца". Они, как известно, больше всего страшатся, что в их закрытый мир комфорта и стабильности проникнет антигерой-провинциал, со всеми его пороками, как их представляют в столице.
           
Главную героиню пьесы Наташу "нашли на вокзале", где она ночевала и "съела беляш" и пригласили переночевать в квартире на Тверской. Наташа странно одета, несмотря на то, что три года прожила с мужем в Германии. Видимо, и там ей жилось несладко. Называет вино "бормотухой", из книг выбирает сказки Андерсена, резка, обидчива. Все ее недостатки от того, что она выросла в "глухом" Ростове, в приюте. Но от нее есть польза – она умеет ухаживать за больными, разбирается в документах на недвижимость, чисто убирает и вкусно готовит.

           
Пьеса словно из 90-х, хотя и написана в 2020 году. В начале 1960-х Фрося Бурлакова, приехав в Москву учиться пению, заказывала в ресторане чай с хлебом, наводила порядок в мастерской и в жизни утратившего вдохновение скульптора, напоминала ему о главном и стала любимой народной героиней в советском кино.
           
В 1970-х три подруги из "Москва слезам не верит" строили жизнь по способностям, учились, влюблялись, получали по труду и по удаче. Каждому свое.

Наташа же – сумма кошмаров сноба, который вынужден соприкасаться с суровой реальностью, когда необходима сиделка или домработница. Она буквально – человек ниоткуда, так как нет места на свете, где ее любят и ждут. И нет места, о котором она отзовется с любовью. Она приехала не в поисках образования или лучшей жизни, как лист, гонимый ветром, она принимает все сложности и пробует устроить судьбу, как может.

"Читайте больше, Наташа, и догоните, и перегоните!" – из уст старшей дамы в спектакле, хозяйки квартиры, звучит фальшиво. В 30 лет начиная со сказок, героине советуют "перегнать" столичных взрослых, получивших хорошее образование.

Между москвичами и Наташей встают непреодолимой стеной предрассудки и стереотипы. Раз бедная, добро пожаловать, но спать в бельевую. И постарев, хозяйка будет звать ее Клавой, как когда-то звали домработницу.

           
Наташа – не только имя из Льва Толстого и Бунина, Чехова и Тургенева. Наташами кличут русских девушек в других странах, тем самым обличая их доступность и желание "закрепиться". Обидно. Не зовут же немок "Кларами", а датчанок "Гердами".

В пьесах А.Н.Островского бедные – скорее положительные, есть даже пьеса с говорящим названием "Бедность – не порок". У Чехова – дворянство, тоскующее по прошлому, в душевных качествах выигрывает у людей дела, тех, кто ищет прежде всего богатства. Так что же случилось с классовым распределением через сто лет после Чехова? На этот вопрос на злобу дня и пробует ответить Светлана Землякова в "Наташе".
           
У режиссера, как и в прошлой работе на сцене театра Вахтангова "Генерал и его семья", нашлись легкие для восприятия, но необычные способы порадовать зрителя плавно сотканным полотном звука, света, простой, но эффективной сменой декораций и костюмов. Скулит и плачет щенок – кино-пятно на шали хозяйки, согласно развитию характеров меняются наряды героев, в спектакле звучит разная, местами неожиданная, но абсолютно в соответствии с моментом, музыка, актеры переходят от диалогов к танцам, от статичных и спокойных сцен к балаганным прыжкам, надрывному пению и страстным играм. Медленно-медленно, быстро-быстро, как в танго. Так же ярко и трогательно идет действие. Включает сопереживание с первых минут и никуда не отпускает, после поклонакажется, что зал ждёт продолжения, сцены на бис, как врезают в кино после титров комплимент от режиссера: небольшое объяснение или продолжение сюжета.

           
Жаль, что финальная сцена показала, что Наташа была страхом не напрасным, вполне обоснованным. И это его оправдывает, тот самый гадкий снобизм, от которого и так тошно. Но это – право автора. В пьесе есть все: дед главных героев – сотрудник НКВД, получивший квартиру на Тверской, и Наташина бабушка, сгинувшая в репрессиях где-то в ростовской области. Конфликт, разумеется, уходит корнями в не такую уж давнюю историю, когда "Весь мир насилия мы разрушим", и "разрушители" сами поселятся в дворянских апартаментах и создадут новый культ насилия, где у одних к столу будут икра и финики, а у других сухой приютский хлеб. Новые господа будут смеяться над плохими манерами и низким культурным уровнем новых слуг, а те упорно стремиться к благополучию и комфорту. А потом все снова перемешается, и "последние станут первыми" и станут мстить. А как зловещий итог – все утратят веру в спокойную, устроенную жизнь, с преемственностью поколений, без страха будущего и с твердыми гуманными ценностями. И не захотят или не смогут иметь детей. Не случайно хозяйка дома переживает, что род прервется, но не готова принять, что дочь станет матерью-одиночкой. Предрассудки побеждают инстинкты.
           
Маркеры времени в постановке перемешаны, точно не поймёшь, когда происходит действие. Наташа носит спортивный костюм и ботильоны на шпильках, а московская гранд-дама принимает гостей в шелковой пижаме; номенклатурная семья забывает вступить в наследство по недвижимости, такая беспечность, как и шелковое неглиже, к лицу Раневской из "Вишневого сада", но жены советской элиты такого себе не позволяли. Они не воспитывались в усадьбах, и, как бы высоко ни поднялись по социальной лестнице их мужья, им приходилось встречаться и с менее успешными родственниками, общаться с домработницами "Клавами", а еще прятать от гостей шубы и бриллианты. Да и проходя к мяснику мимо длинной очереди "простых смертных", эти дамы пусть и обретали своеобразное достоинство, но вряд ли забывали, что за лакомый кусок нужно бороться.

           
Однако спектакль "Наташа" – не документ эпохи, а, скорее, сборник постсоветских кошмаров, а на сцене даже Фредди Крюгер имеет полное право воевать с графом Дракулой. В данном случае потомственные москвичи против одинокого рыцаря провинциального ордена. Драма. Выбор кому сочувствовать, зависит от зрителя.
           
Уже в переулке, у театра, стоя на ветру под фонарем, слышу, как пожилая дама ласково спрашивает подругу:

- Наташенька, нам на Пушкинскую или на Чеховскую?

Закрепились.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть