"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 февраля 2017 12:06

Святки на сцене Театрального центра "На Страстном"

25 февраля выпускники Александра Анатольевича Коручекова сыграли постановку учителя.

Фото: Харлампиева Екатерина
Фото: Харлампиева Екатерина

Ставили Островского: историю с чудесами и ряжеными – пьесу "Бедность не порок". Рассказывают, что появился спектакль во время учёбы - творчеству Островского в Щукинском институте отводится семестр. Совместная работа студентов и режиссёра, выразительное вокальное и художественное оформление, неожиданность сочетаний, творческий метод, выдержанный юмор – посмотреть, что из всего этого получилось, было интересно.

История с характерной для творчества Островского эпохальной и социальной проблематикой сама по себе необычна. Она сочетает сильное реалистическое начало с традициями святочной литературы и как таковым святочным архетипом. Здесь ведущее место занимает мотив чуда и "перевёртыша" - всё не то, чем кажется, всё полно мистического начала и эффекта обманутого ожидания.

Режиссура Александра Коручекова совмещает все то, что содержит в себе пьеса, и выводит на сцену цельную, проработанную и завершённую картину. Большую роль здесь играет музыка. Песенное и фольклорное начало значимо и в оригинальном тексте – так же в новом варианте на него сделан серьёзный акцент. Потому что колорит действия, положения и персонажи без этого элемента будут уже "совсем другой историей". И при этом решение задачи – воссоздать - не вполне классическое.


Фото: Харлампиева Екатерина

Неожиданность, вольности и шалости, которыми полон не только сюжет, но и работа постановщиков, и актёрское исполнение – всё вместе освежает сценический материал и позволяет говорить об этом варианте "Бедности", как о чём-то новом.

При этом новаторство здесь именно лукавое, уверенно наследующее классическую театральную традицию, лишённое нигилизма и агрессии. Зритель принимает его легко. Пощёчину общественный вкус не получает, но, в целом, ощущение новизны есть, и игривость угадывается.


Фото: Харлампиева Екатерина

По части музыки – это сосуществование на одной сцене народного вокала, бас-гитары и ударной установки. Звучит не слишком впечатляюще, но смотрится органично. Так же, как итальянский площадной театр в контексте российской глубинки. Ряженые, дающие представление в доме Торцова – Арлекин, старики-Панталоне, влюблённые, разыгрывающие трагическую историю: контрасты и вольное обращение с оригиналом – казалось бы, должны идти тяжело и неопределённо, но, попав в антураж святочного текста, оказываются приняты залом.


Фото: Харлампиева Екатерина

Юмор и динамика постановки просто не даёт зрителю задать вопрос – почему, откуда? Одно так естественно вытекает из другого, что мы принимаем художественную условность и существуем внутри пространства, воссозданного творческим коллективом, и принимаем законы, по которым оно разворачивается и раскрывается. На самом деле, редкая в своём изяществе игра, выдержанная с большим вкусом.

Элемент скоморошества и мотив чудесного окружает драматичную и социально значимую для автора историю. Текст Островского затрагивает множество вопросов и рисует быт цельно, сочно, горько. Горечь в сценическом варианте в большой степени сосредоточена в образе Любима Карпыча Торцова  - казалось бы, кто здесь горше. Драматическая роль – слёзы во время пира, мотивы судьбы и тяжёлые вопросы социального характера: всё это очень ярко рассказано и сосредоточено в Любиме, но на самом деле об этом же – вся пьеса. И то, о чём говорит от отчаяния персонаж, которому нечего терять, характеризует не столько его, как личность, сколько эпоху и среду, о которой идёт речь.


Фото: Харлампиева Екатерина

Масштаб, которым всегда отличались герои Островского, способствует тому, что его пьесы, которые некогда затрагивали злободневное, остаются интересными для постановщиков и актуальными для зрителя до сих пор. Похожая судьба складывается у многих произведений, созданных в период некого исторического слома. Драма очень чувствительна к социальной ситуации, и в эпоху перемен всегда достигает смысловых и эмоциональных высот, повторяя за обществом лихорадку предчувствия, страха, проходя вместе с ним между восторгом новизны и ужасом разрыва с прошлым.

Талант, с которым выполнен и сыгран щукинский вариант пьесы "Бедность не порок", располагает к себе зрителя. По форме пьеса приближена к эстетическим возможностям современного театрала – она мягко работает с классической традицией, давая залу простор для понимания, а коллективу – возможности для воплощения свежих идей и раскрытия потенциала. Постановка не смотрится как ученическая – за два часа не возникает желания сделать скидку на историю её появления. Она увлекает и оставляет впечатление завершенного и самостоятельного творческого жеста.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть