Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 февраля 2017 12:06

Святки на сцене Театрального центра "На Страстном"

25 февраля выпускники Александра Анатольевича Коручекова сыграли постановку учителя.

Фото: Харлампиева Екатерина
Фото: Харлампиева Екатерина

Ставили Островского: историю с чудесами и ряжеными – пьесу "Бедность не порок". Рассказывают, что появился спектакль во время учёбы - творчеству Островского в Щукинском институте отводится семестр. Совместная работа студентов и режиссёра, выразительное вокальное и художественное оформление, неожиданность сочетаний, творческий метод, выдержанный юмор – посмотреть, что из всего этого получилось, было интересно.

История с характерной для творчества Островского эпохальной и социальной проблематикой сама по себе необычна. Она сочетает сильное реалистическое начало с традициями святочной литературы и как таковым святочным архетипом. Здесь ведущее место занимает мотив чуда и "перевёртыша" - всё не то, чем кажется, всё полно мистического начала и эффекта обманутого ожидания.

Режиссура Александра Коручекова совмещает все то, что содержит в себе пьеса, и выводит на сцену цельную, проработанную и завершённую картину. Большую роль здесь играет музыка. Песенное и фольклорное начало значимо и в оригинальном тексте – так же в новом варианте на него сделан серьёзный акцент. Потому что колорит действия, положения и персонажи без этого элемента будут уже "совсем другой историей". И при этом решение задачи – воссоздать - не вполне классическое.


Фото: Харлампиева Екатерина

Неожиданность, вольности и шалости, которыми полон не только сюжет, но и работа постановщиков, и актёрское исполнение – всё вместе освежает сценический материал и позволяет говорить об этом варианте "Бедности", как о чём-то новом.

При этом новаторство здесь именно лукавое, уверенно наследующее классическую театральную традицию, лишённое нигилизма и агрессии. Зритель принимает его легко. Пощёчину общественный вкус не получает, но, в целом, ощущение новизны есть, и игривость угадывается.


Фото: Харлампиева Екатерина

По части музыки – это сосуществование на одной сцене народного вокала, бас-гитары и ударной установки. Звучит не слишком впечатляюще, но смотрится органично. Так же, как итальянский площадной театр в контексте российской глубинки. Ряженые, дающие представление в доме Торцова – Арлекин, старики-Панталоне, влюблённые, разыгрывающие трагическую историю: контрасты и вольное обращение с оригиналом – казалось бы, должны идти тяжело и неопределённо, но, попав в антураж святочного текста, оказываются приняты залом.


Фото: Харлампиева Екатерина

Юмор и динамика постановки просто не даёт зрителю задать вопрос – почему, откуда? Одно так естественно вытекает из другого, что мы принимаем художественную условность и существуем внутри пространства, воссозданного творческим коллективом, и принимаем законы, по которым оно разворачивается и раскрывается. На самом деле, редкая в своём изяществе игра, выдержанная с большим вкусом.

Элемент скоморошества и мотив чудесного окружает драматичную и социально значимую для автора историю. Текст Островского затрагивает множество вопросов и рисует быт цельно, сочно, горько. Горечь в сценическом варианте в большой степени сосредоточена в образе Любима Карпыча Торцова  - казалось бы, кто здесь горше. Драматическая роль – слёзы во время пира, мотивы судьбы и тяжёлые вопросы социального характера: всё это очень ярко рассказано и сосредоточено в Любиме, но на самом деле об этом же – вся пьеса. И то, о чём говорит от отчаяния персонаж, которому нечего терять, характеризует не столько его, как личность, сколько эпоху и среду, о которой идёт речь.


Фото: Харлампиева Екатерина

Масштаб, которым всегда отличались герои Островского, способствует тому, что его пьесы, которые некогда затрагивали злободневное, остаются интересными для постановщиков и актуальными для зрителя до сих пор. Похожая судьба складывается у многих произведений, созданных в период некого исторического слома. Драма очень чувствительна к социальной ситуации, и в эпоху перемен всегда достигает смысловых и эмоциональных высот, повторяя за обществом лихорадку предчувствия, страха, проходя вместе с ним между восторгом новизны и ужасом разрыва с прошлым.

Талант, с которым выполнен и сыгран щукинский вариант пьесы "Бедность не порок", располагает к себе зрителя. По форме пьеса приближена к эстетическим возможностям современного театрала – она мягко работает с классической традицией, давая залу простор для понимания, а коллективу – возможности для воплощения свежих идей и раскрытия потенциала. Постановка не смотрится как ученическая – за два часа не возникает желания сделать скидку на историю её появления. Она увлекает и оставляет впечатление завершенного и самостоятельного творческого жеста.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть