Разъезд из Александринского театра после первого представления "Ревизора". Литография Р. Жуковского. 1880-е годы. Фото: carposting.ru
Итак, что известно точно: известный актер Александр Домогаров покинул Театр имени Моссовета, и, судя по его заявлениям, нового театра себе искать не собирался. В общем, он актер популярный, задействованный в сериальном и кинопроизводстве – ему, надо полагать, хватает дел.
(Накануне выяснилось, что Домогаров занят в инсценировке романа Булгакова "Мастер и Маргарита", которую готовит Театр Российской армии. – ред.) Но верно и то, что уходу предшествовал многолетний конфликт с главным режиссером театра Евгением Марчелли (в Сети можно найти
открытое письмо артиста, где, в частности, говорится:
"С 2020 года я был свидетелем чудовищного разрушения Театра — уникальной школы, десятилетиями создаваемой Завадским, Хомским, Юрским, Ереминым, Кончаловским"). Прямо скажем: конфликты в театральном мире между актерами и режиссерами, выливающиеся и в такого рода заявления, дело обычное. Творческие люди!
Алексей Франдетти также
сообщил об уходе с должности главного режиссёра театра "Ленком" (досрочно, до истечения контракта). Занимал ее с 2022 года, но честно говоря, именно как главреж этот успешный постановщик себя никак не проявил. Он продолжал ставить активно во многих театрах – а его собственные постановки в "Ленкоме" (их всего-то было три, включая премьеру этих дней "Кабаре Пушкин") нередко вызывали критику. Тут еще важен контекст: Ленком слыл "авторским" театром, и после ухода Захарова подхватить знамя ой как непросто… Франдетти уходит в недавно возрожденный Театр Эстрады – считаем, там ему, прославившемуся постановками мюзиклов, самое место. Собственно, и Марк Варшавер, многолетний директор Ленкома (которого принято считать самым главным человеком в нем), так и сказал:
"Ему нужно ставить шоу, зрелища, оперетты. А у нас репертуарный театр, и нам нужен режиссер, который умеет и любит ставить спектакли классических авторов".
Ну и Театру Эстрады (им, напомним, много лет руководит Геннадий Хазанов) пора становиться именно театром, а не просто концертной площадкой или антрепризой.
А вот теперь – к слухам. Согласно им, ещё несколько театров ожидают новые кадровые решения.
В "Современник", как говорят, придёт Владимир Машков – то ли вместо, то ли наряду с Театром Табакова. Думаю, наряду. Машков нынче на коне, важный человек, руководитель Союза театральных деятелей, власти (и не только культурной) люб и мил. А "Современник", прямо скажем, нуждается в новом дыхании – после ухода Виктора Рыжакова два сезона назад театр (руководимый художественным советом и директором) так и нашел свой курс. Напомним, что и "Современник" прочно ассоциировался с именем
Галины Волчек, после смерти которой Рыжаков его и возглавил. К сожалению, "смена поколений" получилась не слишком гладкой.
Схожая ситуация – в Театре Сатиры, который после ухода
Александра Ширвиндта, на наш взгляд, все еще ищет свой путь. Поэтому кажутся обоснованными слухи о том, что там появится новый главреж. Говорят о Евгении Герасимове (Театр на Малой Ордынке, бывший ранее Театром Луны). Который, кстати, эти слухи хоть и не подтверждает, но и не опровергает.
Также поговаривают, что Константин Богомолов получит под управление еще один театр. Это было бы интересно. Богомолов и его Театр на Бронной, кажется нам, сейчас как раз на подъеме, а энергии у Богомолова, такое ощущение, хватит и на пять театров.
В общем, "смена поколений" в театральном мире затянулась, что вполне объяснимо. Не в том дело, что "новые" уступают "старым" (с небольшим интервалом, напомню, ушли и упомянутые классики, и Армен Джигарханян – его театр присоединен к Театру Сатиры). Скорее, в том, что театры у публики прочно ассоциировались с громкими, привычными с детства именами. Теперь им надо искать свой путь.