Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 октября 2022 11:36

Траектории звёзд

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Нижегородский камерный музыкальный театр имени Владимира Степанова привез на VII фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку", проводимый Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, мюзикл Марка Самойлова "Астрономия любви". Его показали на сцене Культурного центра "Меридиан".

Второй в Нижнем Новгороде музыкальный театр (первый – это Театр оперы и балета имени А. С. Пушкина) участвует в фестивале "Видеть музыку" уже не в первый раз. В частности, памятен привозимый труппой три года назад мюзикл "Дубровский" Кима Брейтбурга в постановке худрука театра Сергея Миндрина. Этот относительно молодой коллектив пока меньше известен широкой публике, больше в Москве наслышаны о Нижегородском оперном театре (кстати, давно в столице не гастролировавшем). Тем интересней было познакомиться столичной публике с новой работой малоизвестного пока для большинства коллектива. Да и с произведением, которого нет в репертуаре московских театров, тоже, тем более, что относительно недавно (четыре года назад на "Золотой маске") в Москве показывал мюзикл «Безымянная звезда» Александра Шевцова Новосибирский музыкальный театр (постановка Филиппа Разенкова) – по той же самой румынской пьесе, хорошо у нас известной по одноименному телефильму Михаила Казакова (1978). То есть у критики и публики была возможность сравнить два музыкальных воплощения этой темы. Постановка нижегородцев совсем свежая – ее премьера состоялась в волжском мегаполисе в начале текущего месяца.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Пьеса румынского писателя Иосифа Гехтера, известного миру под псевдонимом Михай Себастьян, писалась во времена, когда к власти в Бухаресте пришли нацисты. Вероятно, именно поэтому сквозь почти фарсовый смех и щемящий, проникновенный лиризм в тексте прорывается главный лейтмотив — ​тоска и безысходность, предопределенность и фатализм. Полет к мечте для героев возможен лишь в воображении и почти никогда — ​в реальной жизни. А свет далекой звезды так и останется призрачной надеждой на счастье. Ведь, как говорит главный герой Марин Мирою, звезды никогда не отклоняются от своего пути.

Рано ушедший из жизни автор так и не увидел успеха своего детища. Себастьян погиб в мае 1945-го, а победное шествие пьесы началось лишь через несколько лет после войны. "Звезда" с успехом шла на многих сценах Европы. А в эпоху советско-румынской дружбы была поставлена в ленинградском БДТ и во МХАТе. Затем в 1979-м на экраны вышел уже упомянутый телефильм Козакова с блистательными Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Лента стала бешено популярна не только в нашей стране, но и в Румынии, где затмила даже французскую экранизацию 1966 года с Мариной Влади и Клодом Ришем. После столь высокой планки постановщики не спешили вновь браться за пьесу. И только недавно "Звезда" вновь зажглась на нашем театральном небосклоне. Достаточно вспомнить спектакли Вильмы Кутавичюте в Ермоловском и Александра Марина в "Табакерке". Правда, большинству зрителей романтическая история о кратком миге счастья по-прежнему известна лишь благодаря фильму Козакова.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Вот и либретто мюзикла М. Ромашина и Ф. Гройсмана в большей степени следует киносценарию Александра Хмелика, нежели оригиналу Себастьяна. И драматическое повествование в нем оказывается гораздо сильнее и важнее музыкальной составляющей: он в большей степени интересен именно как пьеса, нежели как музыкальный продукт. Однако от музыкального театра ждешь не только и не столько интересной пьесы, сколько свежих мелодий. А здесь достижения "Астрономии любви" весьма умеренные: партитура Самойлова хоть и ладно скроена (все же автор известный и в опереточно-мюзикловой стихии опытный), все же полна банальностей и общих мест, хотя и достаточно ярких. Музыка в спектакле скорее обслуживает драматическое действо, нежели представляет собой нечто самодостаточное. Простые гармонии и ритмы весьма разочаровывают, назойливо убеждая в принадлежности мюзикла к легкому жанру. Спектакль идет под минус (аранжировка и запись фонограммы Антона Танонова), а из певческих работ стоит отметить красивый тембр и хорошую школу Дарьи Куликовой (Мона) и харизматичный вокал (помимо еще более яркой и весомой драматической игры) Сергея Коблова (Григ).

Хотя нижегородский театр и заявлен камерным музыкальным в своей титулатуре, не стоит искать аналогий со всемирно знаменитым (и, увы, уже не существующим) детищем Бориса Покровского: он совсем другой, эстетика иная. В репертуаре нижегородского КМТ абсолютно преобладает легкий жанр, причем, судя и по "Астрономии", и по ранее виденному "Дубровскому", поставленный с размахом, в расчете на большую сцену. В городе на стрелке Волги и Оки театр обитает во Дворце культуры завода "Красное Сормово" - говорить о какой-то камерности в его циклопическом зале не приходится. Да и не особо-то она нужна мюзиклу – жанру яркому, броскому, плакатному, динамичному.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

"Астрономия" поставлена в соответствии с этим форматом: как хорошее, не бездумное шоу, где красивые "говорящие" костюмы (Полина Гришина), динамично поставленные танцевальные номера (Ирина Брежнева), понятная и простая, функциональная сценография (Сергей Сахно), контрастный и выразительный свет (Сергей Прокопенко и Денис Минаков) органичны в постановке режиссера Сергея Сметанина, сделавшего спектакль ладный и добротный, очень профессиональный, в меру юморной и в меру щемяще-лиричный, полный динамики, который смотреть интересно.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть