Фото: Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова
Почему в Ульяновске?
Главный герой “Капитанской дочки” Петр Гринев провел детство в Симбирской губернии. В Симбирске с ним случилась первая неурядица – крупный карточный проигрыш. Но связь симбирской земли с великой пушкинской повестью не ограничивается простым упоминанием.
Мемориальная табличка на стене Ульяновского драматического театра гласит, что в подвале здания, расположенного на месте нынешнего театра, содержался узник Емельян Пугачев – предводитель крестьянского восстания времен Екатерины Великой. После пленения лже-императора конвоировали в Симбирск, где допрашивали в течение пяти дней, а затем отправили в Москву для завершения следствия. Привез Пугачева на допрос Александр Суворов: по иронии судьбы сегодня бронзовый полководец взирает с постамента на место заключения бунтовщика – памятник ему открыли пять лет назад.
Полвека спустя той же дорогой через Симбирск следовал Пушкин. Писатель возвращался из экспедиции, где собирал материалы для хроники о Пугачеве. Замысел “Капитанской дочки” менялся во время работы над историческим трудом. Симбирская губерния – важная точка повести: Петр Гринев начал свой путь в Симбирске – и там же закончился полет “ворона” Пугачева, с которым судьба свела молодого дворянина.
Какие имена искать в афише?
Режиссер спектакля – Олег Липовецкий. Прибыл на Волгу из Карелии, известен ульяновцам по трагифарсу “Кабала святош”. Кроме театральной режиссуры занимается благотворительной деятельностью, собирая средства на лечение детям с серьезными заболеваниями.
Художник Яков Каждан – полноправный соавтор спектакля, чья сценография не иллюстрирует происходящее, а создает на сцене мир, законам которого подчиняются и артисты, и режиссер. Яков – заметная фигура современного искусства, автор фильмов, видеоинсталляций, перфомансов, участник выставок в России, Бельгии, Германии, США. Особая история – костюмы в его исполнении: не только функциональные, но и эстетичные, они напоминают коллекцию от кутюр.
Хореограф Ольга Васильева – преподаватель Центра современного танца "Bye Bye Ballet" в Москве, занимается танцем с 4 лет, изучает такие направления, как flying low, импровизация, танцевальный перфоманс, партнеринг, современный танец, афро-джаз, современный джаз и другие. Значительную часть нового спектакля на сцене драмтеатра составит пластика – актерская группа каждый день проводит в напряженных танцевальных репетициях.
Музыку к спектаклю создал и записал коллектив "Samosad Band". Группа из Петрозаводска изначально существовала как сольный проект Александра Улаева (именно его композиция стала центральной темой ульяновского спектакля “Кабала святош”). Сегодня творчество разросшихся “самосадов” – самобытный “русский” даб, в который органично вплетены и звуки природы, и узнаваемые русские песни, и духовые соло, напоминающие о джаз-роковом происхождении Улаева.
В спектакле занята практически вся труппа театра, центральные роли исполнят: заслуженные артисты России Виктор Чукин, Владимир Кустарников, Елена Шубенкина, Михаил Петров, артисты Марк Щербаков, Алексей Гущин, Максим Копылов, Мария Прыскина и другие.
На какое число покупать билеты?
Премьера спектакля “Капитанская дочка” состоится 4 декабря. 6 декабря постановка откроет программу III Международного театрального фестиваля “История Государства Российского. Отечество и судьбы”. Фестиваль станет одним из кульминационных событий Года Карамзина, посвященного 250-летию знаменитого российского историографа и литератора.