Фото предоставлены автором. Все фото, кроме особо оговоренного - Виталия Левицкого. Сцена из спектакля "Идиот" И. Сакаева.
Почти тридцать лет назад фестиваль, посвященный Достоевскому, начинался как фестиваль камерных форм (в программе были небольшие спектакли и литературные композиции) в Старой Руссе, куда на протяжении восьми лет на лето приезжал писатель с семьей. Постепенно фестиваль становился все масштабнее. В этом году показы спектаклей самых разных направлений и форм
проходили на нескольких площадках – в областном театре драмы и Новгородской филармонии, а также в музее романа "Братья Карамазовы" и центре культуры "Русич" в Старой Руссе.
Несмотря на сложные условия пандемии, в программе были представлены спектакли не только российских, но и зарубежных театров. Два театральных коллектива из Италии присоединились к фестивалю в режиме онлайн: Центр интернационального театра (Флоренция) показал спектакль "Белые ночи", а театральный коллектив Inrerazioni Elementari поделился своим опытом создания спектакля в Zoom-пространстве. Их онлайн-спектакль "Подземка" по мотивам "Записок из подполья" Достоевского стал размышлением о состоянии человека в изоляции, которая становится современным "подпольем" и заставляет проводить эксперименты над самим собой и окружающим замкнутым пространством.
А спектакль "Игрок" Русского драматического театра имени Ф.А. Искандера из Абхазии все-таки смогли привезти на фестиваль и показать зрителям вживую. Единственный показ на сцене Новгородской филармонии стал уникальным событием: из-за того, что артисты хоровой капеллы Абхазии, участвующие в спектакле, не смогли приехать, организаторы нашли выход из положения и пригласили концертный хор Санкт-Петербурга под руководством заслуженного артиста РФ Владимира Беглецова. Музыка является неотъемлемой и смыслообразующей частью спектакля: в исполнении хора звучит "Реквием" Моцарта, что по эмоциональному восприятию выводит постановку режиссера Антон Киселюса на уровень античной трагедии.
Сцена из спектакля "Игрок".
В пустом, почти черном пространстве актеры появляются в лучах направленного снизу вверх света: они тоже в черном, лишь у Полины (Милана Ломия) через плечо перекинут длинный светлый шарф. Только искусственный свет прожекторов меняет оттенки – от белого до синего и зеленоватого (художник по свету – Евгений Лисицын). В этом лаконичном безжизненном пространстве звучит текст Достоевского – запоминаются исповедальные монологи мечущегося, сомневающегося в происходящем вокруг и в самом себе Алексея Ивановича (Гурам Квициния) и бабуленьки (заслуженная артистка Абхазии Наталия Папаскири). Сильная и властная, знающая себе цену, она точно так же подвержена импульсивным поступкам, становящимся следствием почти детского любопытства. Но во всем одерживает победу рок (или судьба?), и у героев не остается надежды на выход из тупика. Так в спектакле страсти игрока в рулетку оказываются поводом для размышлений о человеческой воле и возможности свободы выбора.
Герои постановки "Игрок".
Смысловой центр фестивальной программы этого года составили спектакли большой формы по великим романам Достоевского. Открылся фестиваль спектаклем Небольшого драматического театра (Санкт-Петербург) "Братья Карамазовы". Он появился в репертуаре театра несколько лет назад как итог студенческой работы актерского курса Льва Эренбурга в РГИСИ. Постановка сохранила энергетику "молодого" спектакля, построенного на этюдах, в которых воплотились ключевые сцены встреч братьев друг с другом. Иван (Даниил Шигапов), Алёша (Михаил Тараканов) и Митя (Александр Белоусов) борются со своими "бесами" – искушениями, наваждениями, страстями, с которыми не смог справиться их отец Федор Павлович (Константин Шелестун). Весь его облик и черная громоздкая шуба, которая делает его похожим на зверя, "кричит" о том, что человеческое покидает его. Спектакль играется в экспрессивной манере, практически без декораций – только столб, воздвигнутый на помосте, становится и входной дверью, и метом встреч, а затем суда и покаяния… Подчеркнутая физиологичность существования актеров на сцене акцентирует внимание на страстях, которые мучают героев. И только финальный пластический этюд, отсылающий к появлению человека на свет, оставляет надежды на возможность если не воскрешения, то очищения.
"Братья Карамазовы". Фото: Сергей Гриднев.
Интересно, что в этом году на фестивале представили три сценических интерпретации романа "Идиот". Белгородский драматический театр рассказал историю "одного дня из жизни князя Мышкина" в акварельных тонах с тонкой психологической игрой артистов (постановка народного артиста России Семена Спивака), а театр "У Моста" (Пермь) создал на сцене мрачное "наваждение", захватывающее всех героев этой истории. Режиссер Сергей Федотов предлагает посмотреть на происходящее с точки зрения мистического предопределения: кажется, что темные силы скрыты не только в Рогожине и Настасье Филипповне, но и в самом князе Мышкине, который оказывается вовсе не "положительно прекрасным человеком", а производит впечатление изнутри покалеченного и безвольного персонажа.
Сцена из спектакля "Идиот". Театр "У моста".
"Идиот. Финал" Камерного драматического театра "Левендаль" (Санкт-Петербург) сыграли в завершении фестиваля. Режиссер Искандер Сакаев предложил версию событий последних глав романа, в которой нет однозначного решения сцен. Наоборот, одни и те же эпизоды повторяются несколько раз и проигрываются с различными мотивировками, интонациями, обстоятельствами. Режиссера интересует конфликт между князем Мышкиным (Денис Авхаренко), Рогожиным (Ранис Ахметгареев) и Настасьей Филипповной, причем роль последней исполняют три актрисы, воплощающие каждая одну из граней личности страдающей женщины (Анастасия Воронина, Ксения Байдураева и Анна Бухарская). Этот прием позволяет раскрыть противоречивый характер героини, в которой могут вместе уживаться и гордость, и страсть, и смирение.
Сцена из спектакля "Идиот". Театр "Левендаль".
Продолжением темы душевных терзаний Настасьи Филипповны стал спектакль "Нежный возраст, или Странная история моей любви" по пьесе Клима, который сыграли в музее романа "Братья Карамазовы" в Старой Руссе. Режиссер Алексей Янковский с актрисой Натальей Свешниковой создали спектакль-исповедь, в котором сны Настасьи Филипповны переплетаются с явью, а размышления о любви, смерти и взаимоотношениях с отцом и матерью сменяются "саморазоблачением" актрисы и разговором о природе театра, где "зритель смотрит в зеркало, в которое смотрят актеры".
Кроме драматических спектаклей, на фестивале были представлены и другие формы современного театра. Как и в Великом Новгороде, в Старой Руссе у фестиваля есть свой зритель, который ждет театральных показов и готов воспринимать разное искусство. В этом году здесь также показали спектакль "Неэвклидовы параллели" театра "Комедианты" (Санкт-Петербург) по "Братьям Карамазовым" и спектакль "НеШкольная программа" Свободного театра современного танца из Перми, который переосмыслил сюжет "Преступления и наказания" с помощью техники contemporary dance. Интерес этого проекта в том, что один из самых известных романов Достоевского, у многих при этом вызывающий воспоминания, как тяжело его было читать в школе, воплощен в пластическом рисунке со своей собственной драматургией. В коллективе – совсем молодые люди, которые языком современного танца стараются передать свои ощущения и переживания от прочтения романа. Энергия и поиск нового способа разговора с молодыми зрителями, когда слова уже не имеют такого веса и значимости, в этом спектакле по-настоящему подкупают.
Еще один вариант нестандартного подхода к работе с классическим текстом – перформанс "Архивариус" (Санкт-Петербург), представление с элементами японского театра буто и живой музыкой от участников группы "АукцЫон", в котором звучали фрагменты поэмы-аллегории Верховенского, повести писателя Кармазинова и тексты поэта-графомана капитана Лебядкина из романа "Бесы". Текст, импровизационная музыка и артисты, взаимодействующие с различными предметами, создают на сцене ощущение хаоса и абсурда происходящего. Не случайно спектакль заявлен создателями как "фарс", в котором под сомнение ставится многозначительность подобных творческих актов современных творцов, за которыми на самом деле нет никакого скрытого смысла.
Сцена из спектакля "Архивариус".
Впервые в программу фестиваля вошел кукольный спектакль. Сентиментальная повесть "Белые ночи" стала в интерпретации Владимирского областного театра кукол историей встречи двух незнакомых людей, которые преодолевают свои страхи и одиночество в большом городе. В спектакле есть место и поэтическим образам Петербурга, которые воплощены в графических рисунках на видеопроекциях (даже статуи на домах оживают – машут и кивают героям этой истории), и современному городу. Действие начинается в книжном магазине, где два незнакомца начинают читать повесть Достоевского, а их впечатления словно бы отражаются в кукольном спектакле, происходящем у них за спиной.
Неудивительно, что при таком разнообразии театральных форм на фестивале нет условных победителей и лауреатов в различных номинациях. Международный фестиваль Достоевского становится местом притяжения для тех, кто изучает и интерпретирует тексты Достоевского, размышляет о его творчестве и ищет новые ключи к нему. С фестиваля каждый коллектив увозит с собой одну из статуэток, которые создает местный мастер, скульптор Вячеслав Смирнов. В них можно угадать персонажей Достоевского, причем ни одна фигурка ни разу не повторялась художником. Наверное, этот символический знак сопричастности к творчеству писателя может служить для участников фестиваля призывом еще раз обратиться к его текстам в театре.
К слову, в ноябре следующего года исполнится 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского, а Международный фестиваль в Великом Новгороде и Старой Руссе пройдет в юбилейный, 25-й раз. Двойной юбилей организаторы готовятся отметить масштабно и уже начинают формировать программу будущего фестиваля, на котором ожидается много участников из разных стран.