Госфильмофонд открыл закрома
6 октября 2024
Рыбинский хор "Соколята", или Для чего школе автономность
6 октября 2024
Большой зал Московской консерватории рукоплескал молодым музыкантам
5 октября 2024
Жизнь проиграна? Спектакль "Утиная охота".
5 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"В искусстве ночь средь бела дня и та взаправду"

"Ревизор.ru" – к Всемирному Дню театра.

Фото: kudamoscow.ru
Фото: kudamoscow.ru

В честь Всемирного дня театра "Ревизор.ru" приготовил своим читателям необычный стихотворный подарок.

Владимир Иванович Доронин (1935-2002) – фигура, увы, типичная для российского литпроцесса: "неизвестный поэт". Он родился далеко за уральским хребтом в семье партийного деятеля, которого через несколько лет арестовали и расстреляли. Жену репрессированного в 24 часа выслали из города. За давностью лет и смертью всех, близко знавших эту семью в первые послевоенные годы, мне не удалось установить точно, что это был за город – назывались Иркутск или Хабаровск. До этого она была обязана отречься от своего мужа, чтобы сохранить жизнь себе и ребенку. Так она и сделала. Потому Владимир, урожденный Ноговицын, всю жизнь прожил под материнской фамилией Доронин.

Антонина Доронина с сыном приехала в Рязанскую область. Здесь ей удалось построить педагогическую карьеру: в зрелые годы она преподавала в Рязанском педагогическом институте, более двадцати лет была заведующей кафедрой педагогики и несколько лет – деканом литфака. К сожалению, ее сыну не удалось "социализироваться" так успешно. Он окончил Рязанский радиотехнический институт и некоторое время работал инженером, включая даже "закрытое" предприятие "Глобус". Но по складу натуры Владимир Доронин был не инженером, а поэтом. Он с молодых лет писал стихи. С годами Доронин отошел от технической специальности и стал писать. Этому способствовал его второй брак с известной в городе журналисткой Галиной Черновой, ведущей культурной рубрики в областной газете. На этих страницах появлялись рецензии Владимира Доронина на театральные постановки и иногда – эссе о творчестве писателей-земляков. Но стихи ему при жизни выпустить так и не удалось. Это сделала ваша покорная слуга через 13 лет после смерти Доронина, в 2015 году, издав на свои средства тонкую поэтическую книгу "Эпилоги" – все, что сохранилось из написанного Дорониным за годы не слишком счастливой и удачливой жизни. Сейчас книга в формате ПДФ доступна на литературном портале "Мегалит", ее можно скачать бесплатно по ссылке: https://www.promegalit.ru/books/16.html  .

Второй брак Доронина тоже распался. Поэт, что называется, покатился по наклонной плоскости. В какой-то момент он начал злоупотреблять спиртным – и это сыграло роковую роль в его судьбе. Конец жизни Владимира Доронина был очень тяжелым. Мне рассказывали, что он последовательно утратил две квартиры. После смерти матери продал то жилье, в котором они обитали, чтобы переехать в однокомнатную квартиру (за это ему обещали материальную поддержку на долгий срок, и он согласился, так как не имел постоянного дохода). Но сделку должным образом не оформил (там подозревается криминал – увы, обычное дело для 90-х), вскоре был из однокомнатной "попрошен" и остался даже без разбитого корыта… Доронин скитался по знакомым, жил в мастерской одного из своих приятелей-художников, ночевал в чьём-то гараже… Наконец, милостью знакомого из облздрава, его устроили в дом престарелых в Шиловском районе Рязанской области, где проживали и другие рязанские поэты. Именно в этом социальном учреждении Владимир Доронин скончался через несколько лет и был похоронен на тихом сельском кладбище.

Несмотря на то, что многие знакомые считали Доронина горьким пьяницей, он и в доме престарелых не бросил литературной работы – без каких-либо надежд увидеть свои стихи и очерки напечатанными. Там ему в руки через знакомых попала книжечка моих ранних стихов, и он написал на нее подробнейшую рецензию. Судя по этому тексту, Доронину и в черные годы не изменили его великолепная память и начитанность. Он прекрасно помнил античную историю и мировой культурный контекст. Не забыл и латынь: звучные фразы на языке древних римлян вплетал в стихи, которые писались в чужом гараже… Рукописная книга Доронина сохранилась у его знакомой Татьяны Шиллер. Она передала ее мне через несколько лет после его ухода. И мы с командой единомышленников выпустили ее в свет. На книгу вышло несколько рецензий, в основном рязанской локализации – но ведь до того о Доронине даже в родном городе практически забыли…


Обложка сборника "Эпилоги".

В книге "Эпилоги" есть полностью театральный цикл "Эпилоги". Это апелляции к шекспировскому наследию ("По прочтении трагедий"), к персоне балерины Марии Николаевны Краевской, матери Галины Черновой, некогда выступавшей в Мариинском театре ("В театре"), и "просто" старое, как мир, уподобление жизни – сцене ("Наша пьеса кончается. Занавес"). С двумя из этих стихотворений мы предлагаем вам познакомиться.  Особенно любопытна, на мой взгляд, история юной балерины, встретившейся за кулисами с императором. В дореволюционной словесности такие историйки называли "анекдотами", подразумевая не забавность, а занимательность. Можно сказать, что это живое воспоминание о русском театре императорских времен, которое более чем актуально в праздник театрального сообщества.

В театре

М.Н. Краевской

Зал сер. И занавесь сера.
И всё на свете серо.
Клевреты с ночи до утра
пытают Бонасьера.
По замку тряпочную мышь
в пыли софитов тащат.
Со страху tout entier Paris
вот-вот сыграет в ящик.
Вы мне вцепляетесь в рукав,
я – в подлокотник кресла.
– Марь Николавна! Что не так?
– Всё так! А вам известно? –
М ы ш ь н а с т о я щ а я!
– М.Н.!
Вы сорок лет на сцене!
– Не сорок лет, а сорок сцен.
И опыт мой бесценен!
В искусстве ночь средь бела дня
и та взаправду! Рада,
что этому учил меня
покойный император.
– ???
Представьте – цуг, кабриолет
и кони в пелеринке.
Не помню уж, какой балет
давали в Мариинке.
Не помню, танец был каков
(сопровожденье арфы).
Мы, дети, испокон веков
во всех балетах – эльфы.
Представьте зал! – "князьё", "графьё"…
– Алиса?
– Без Алисы…
Ну, я отпрыгала своё,
и встретились в кулисе.
Ах, золотая мишура!
Я думала – стеклярус,
и я потрогала царя,
как в вас теперь вцепляюсь.
– И как он вытерпел? – Avec
plaisure, не разозлился.
И с той поры я весь свой век
ищу царей в кулисах.
Уж я не эльф. Уже скорблю,
что настигает старость…
Но вот мышей я не терплю.
Пойдёмте прочь!
Устала.

* * *
Наша пьеса кончается. Занавес.
Перерыв от шести до восьми.
Ты сыграй её, девочка, заново,
да партнёра попроще возьми.
Эту драму я, кажется, выносил
и концовкой тебя удивил.
Чей же, право, кощунственный вымысел
Превращает её в водевиль?

Редакция "Ревизора.ru" поздравляет с профессиональным праздником всех, причастных театральному искусству, всех артистов, руководителей трупп, технических сотрудников театра! Желаем вам, чтобы ваше искусство всегда было востребовано, чтобы оно не уходило в безвестность, как стихи героя этой статьи, чтобы находило искренний отклик в сердцах зрителей. Зрителей же мы поздравляем с тем, что существует удивительный мир театра, где "ночь средь бела дня и та взаправду"!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Госфильмофонд открыл закрома
Рыбинский хор "Соколята", или Для чего школе автономность
Большой зал Московской консерватории рукоплескал молодым музыкантам

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть