Театр-душа. Олег Ефремов.
1 октября 2022
Студенты театральных вузов: "Мы чтим Шекспира – он советчик наш".
30 сентября 2022
"Музыка как шанс". В Санкт-Петербурге покажут спектакль про рассеянный склероз.
30 сентября 2022
Путешествие к "Другим берегам". Заметки зрителя.
30 сентября 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Вечер в гостеприимной Ro-тонде в театре имени Наталии Сац

"Ангел любви, ангел печали" – концерт-юбилей, посвящённый семидесятилетию Михаила Броннера.

Автор: Ревизор.ru
Михаил Броннер. Фото: Екатерина Мазухина.
Михаил Броннер. Фото: Екатерина Мазухина.

Как это всегда бывает, когда речь идёт о музыке и, тем более, музыкальном театре, однозначной причины для любого события найти невозможно. Так случилось и в этот раз. Конечно же, концерт-бенефис Михаила Броннера состоялся бы в театре имени Сац в любом случае. Потому что это любимый композитор театра, и это любимый театр композитора. В Детском музыкальном театре идут спектакли, к которым композитор написал музыку: такие, как "Съедобные сказки" по повести М. Трауб, "Гадкий утёнок" по сказке Г. Х. Андерсена, "Вредные советы", основанные на советах Григория Остера. Вся эта музыка была написана Михаилом Борисовичем Броннером специально для театра имени Наталии Сац.

И тот факт, что в театре состоялся концерт из произведений М. Броннера, вполне естественное дело. Изумительно то, что программа концерта состояла не из репертуарных произведений, а из тех, которые показались автору наиболее уместными и желанными.
 
Но прежде, чем говорить о музыке, хотелось бы обратить внимание, что этот концерт проходил в рамках проекта Re-конструкция. Дело в том, что в театре происходит масштабный ремонт, и в концертах и спектаклях задействованы площадки театра, которые, если и были до какой-то степени предусмотрены для работы, то не в первую очередь. Проект Re-конструкция и предполагает использование всего архитектурного потенциала здания для творческих нужд.
И этот концерт состоялся в Ro-тонде, и на нём были исполнены не только Ra-ритеты, но даже и премьера.
 
И весь вечер на сцене находился сам автор Михаил Броннер – то в роли комментатора, то в роли чтеца, то в роли солиста.
 
Первое отделение было посвящено камерной программе – это были произведения-воспоминания, произведения-отражения, это были сюиты, основанные на  музыкальноми ментальном языке трагически почти исчезнувшей, уничтоженной культуры идишкайт, к которой принадлежал, скажем, Марк Шагал в живописи или Моисей Кульбак в литературе.
 
Прозвучало три цикла – "Лестница Иакова: ангел любви, ангел печали", Колыбельные для голоса и струнного квартета и Семь еврейских песен для аккордеона и струнного квартета.
 
Это очень композиционно изящно выстроенная программа, объединённая участием квартета во всех трёх сюитах. Я прекрасно знаю и очень люблю этих музыкантов, которые стилистически точно исполняют музыку любых эпох и любых жанров – это концертмейстер оркестра Владимир Белов (скрипка), Виталий Хандрас (скрипка), Дарья Мальцева (альт) и Марк Фридман (виолончель). Они и в этой программе очень деликатно и аккуратно совмещали элементы еврейских традиций с академизмом квартетного исполнительства. И в "Лестнице Иакова", написанной для "квартета соло", если так можно выразиться, и в аккомпанементах, прозвучавших чуть позже.
 
"Колыбельные" исполнила Юлия Макарьянц, очень тёплым голосом, в той самой манере, в которой узнаётся характер "идиш мамеле" (еврейская мамочка), с ощущением ласковой любви. И, конечно же, передать этот характер возможно лишь при соответствующих вокальных возможностях исполнителя – а здесь диапазон возможностей огромен – от барочной стилистики, в которой я с восхищением слышал Ю. Макарьянц, до воплощения особенностей "домашнего" пения, при этом с очень мягкой и деликатной филировкой звука.
 
"Семь еврейских песен" прозвучали в версии для аккордеона и струнного квартета, хотя сюита существует и в более масштабном воплощении – для аккордеона и оркестра народных инструментов. В концертной сюите слышны интонации еврейского местечка – песенные и танцевальные, грустные и шутливые зарисовки. И где-то даже нарочито соцреалистические фрагменты с элементами кинематографической музыки в стилистике "Еврейская колхозная".

В общем, это праздник души, и Мария Власова (аккордеон) исполнила эти произведения не просто стилистически безукоризненно, но как концертные пьесы именно в том смысле, который подразумевает наличие в инструментальном концерте элементов шоу, эстрадности как естественной части самого жанра.
 
Вся камерная программа первого отделения вызывала восхищение тонкой игрой композитора с техническими возможностями и квартетной музыки, и абсолютно точного взаимодействия таких разных музыкально-акустических сущностей как, скажем, струнный квартет и аккордеон, когда возникали совершенно неожиданные тембровые и штриховые миксты флажолетов и тремоло струнных с одной стороны, и тремоло и кластеров аккордеона с другой.
 
Второе отделение – "Сны Каштанки", московская премьера "музыки для чтеца и камерного оркестра", сочинение, которое исполнил сам автор.

"По-настоящему я познакомился с "Каштанкой" Антона Павловича Чехова в очень взрослом возрасте, а со школьных времен я текст не помнил, – рассказывает Михаил Броннер.– И когда я прочел его уже очень зрелым человеком, я был им поражен и написал музыку для чтеца и камерного оркестра с необычным составом: в нем еще есть аккордеон, балалайка, саксофон и фортепиано. Чтецом же на концерте проекта "RE-Конструкция" буду я сам. Текст у меня определенным образом нотирован, там есть некоторая звуко-высотность и необходимость попадания в такт и долю с разной степенью свободы. Важно, что я не убрал ни одного слова из рассказа Чехова. В моей музыке есть все семь глав "Каштанки" без единой купюры".
 
В первую очередь – это очень эмоциональная музыка. Потому что судьба Каштанки близка каждому из нас буквально до трепета души ещё с детства. И текст А. П. Чехова, и музыка М. Б. Броннера соединяются в одно целое ощущение сопереживания, хотя уже, казалось бы, всё известно до последней буквы…

Но партия солиста (которого уже, безусловно нельзя назвать просто чтецом), в которой совершенно буквальным образом прописаны все интонации, многообразность музыкальной стилистики и ритмической, и жанровой, и тембровой – это всё создаёт один эмоциональный поток.
 
Надо сказать, что для объёма ротонды это достаточно большой оркестр с достаточно плотным звуком – не просто камерный оркестр. К струнным прибавлены аккордеон, балалайка, литавры, ударная установка, фортепиано, саксофон - и всё это в достаточно камерном пространстве. Тем не менее, с этими проблемами акустически удалось справиться. Отчасти благодаря тому, что отражающие звук элементы были аккуратно задрапированы звукопоглощающей тканью, отчасти благодаря виртуозной работе звукорежиссёра Марии Шокиной (Михаил Броннер весь вечер выступал с подзвучкой, но при этом она не была слышна, а создавала впечатление абсолютно натурального звучания). И конечно же, серьёзная заслуга в этом музыкального руководителя и дирижёра Сергея Михеева, который очень точно, органично и заботливо работал с оркестром при том, что музыка и ритмически, и тематически очень непроста. И, кроме того, оркестр звучал очень сбалансированно при том, что в партитуре были акустически очень разные инструменты – от достаточно тихой балалайки до саксофона, который и симфоническом оркестре непросто привести к общему динамическому уровню.
 
Это был изумительный праздник и для юбиляра, и для театра, и для любящих Михаила Броннера слушателей!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Театр-душа. Олег Ефремов.
Студенты театральных вузов: "Мы чтим Шекспира – он советчик наш".
"Музыка как шанс". В Санкт-Петербурге покажут спектакль про рассеянный склероз.

В Москве

В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова объявил планы на 32-й сезон
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть