"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Гастроли театра оперы и балета Республики Коми в Нижнем Новгороде

С 6 по 10 июня в Нижнем Новгороде гастролировал Государственный театр оперы и балета Республики Коми, при поддержке Федеральной программы "Большие гастроли".

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми
Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Юбилейный 60-й сезон театр оперы и балета Республики Коми завершил гастролями в академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде. Это был "нижегородский дебют" - первый визит гостей в наш город. Шесть разноплановых спектаклей привезли они на суд зрителей. Путь от осторожного знакомства, полного скептической оценки, и до восторженного обожания прошли они за эти пять дней.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Балет "Баядерка"

Композитор – Людвиг Минкус
Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова
Хореография Мариуса Петипа
Балетмейстер-постановщик – Наталья Терентьева

Местные телеканалы игнорировали гастроли театра – не появилось ни одного репортажа, не было и открывающей мероприятие пресс–конференции, поэтому Комиопере (как они звучат по адресу сайта) пришлось самостоятельно завоёвывать непростого нижегородского зрителя. Чем решили удивлять и покорять?

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Первый день гастролей стал настоящей проверкой на прочность. Их старт начался на ура! Они представили красивую сказку загадочной Индии, в которой повествуется о несчастной любви и конфликте чувств и доводов разума. В этих великолепных массовых сценах были заняты даже семилетние воспитанники Детской студии классического балета, созданной при Театре. Экзотика и колорит Востока артистам удалось атмосферно передать в танце. Около ста костюмов было в распоряжении актеров. Более двадцати артистов приняло участие в постановке.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

"Презентовали" нижегородцам свой театр ведущие солисты балетной труппы и исполнители главных партий: Наталья Супрун – Никия и Роман Миронов – Солор и Татьяна Бикмухаметова – Гамзатти. "Баядерка"– отличное начало и демонстрация возможностей крепкой команды.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Балет "Приключения Чиполлино"

Композитор – Карэн Хачатурян
Либретто Александра Полубенцева (по мотивам одноименной сказки Джанни Родари)
Балетмейстер–постановщик – Александр Полубенцев (г. Санкт–Петербург)

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Во второй день гастролей театр представил утренний и вечерний спектакли – балет "Приключения Чиполлино". Здесь прозвучала злободневная тема социального неравенства, борьбы за права простого народа (овощей и фруктов) и их противостояния преступным представителям власти, однако сказка о событиях в Овощном городе, с узнаваемыми характерами персонажей, рассказана с гротеском и юмором, а эмоциональная яркая музыка помогла не лишать постановку атмосферы беззаботного детства. Пусть, технически балет этот оказался не сложен, и сценография здесь иллюстративно упрощена, юным зрителям постановка очень понравилась: "Спа-си-бо!",– скандировали они, как на стадионе, во время долгих аплодисментов.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми


Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми


Опера "Тоска"

Композитор Джакомо Пуччини
Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по мотивам одноименной драмы Викторьена Сарду
Режиссер-постановщик – Илья Можайский

Режиссёрская концепция постановки стала ясна с первых же минут спектакля: В прологе на авансцене предстал зловещий Скарпиа, который подозрительно высматривал кого-то сквозь полупрозрачный занавес, напоминающий огромную паутину. Паук – шеф римской полиции заманит в сети взбалмошную певицу Тоску. А приманкой и жертвой станет художник Каварадосси, её возлюбленный.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Эффектная сценография усиливала нарастающий драматизм мрачностью европейской готики. Удачно были применены современные сценические эффекты. В верхней части сцены, визуально суженной декорациями, менялось проецируемое изображение. То это был лик Мадонны под сводом церкви, то в "окне" пылал огонь, как в аду пыточной. А в финале – мелькал ускользающий луч солнца и надежды, который сменило бездонное звёздное небо.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Главные партии исполнили приглашённые солисты: лауреаты международных конкурсов – Елена Аюшеева (г. Москва) и заслуженный артист республики Бурятия Чингис Аюшеев (Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича–Данченко), а также солист театра – лауреат российских и международных конкурсов Алексей Петров (Скарпиа). Спектакль, даже несмотря на некоторые шероховатости, оправдал замысел и порадовал сильными голосами артистов.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Детский мюзикл "Свистопляска в тридевятом царстве"

Композитор – Егор Шашин
Либретто – Евгений Муравьев
Режиссер-постановщик – Евгений Недокушев

Творчество композитора, выходца из Нижнего Новгорода, Егора Шашина уже знакомо нашей публике по мюзиклу "Кот в сапогах", представленному в местном ТЮЗе. А работы либреттиста Евгения Муравьёва – ещё и по мюзиклам "Леонардо" и "Казанова"театра "Комедiя". Вместе авторы много и плодотворно сотрудничают, создавая музыкальные спектакли по мотивам известных произведений. Здесь эту премьеру представили дважды в первой половине дня.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Сюжет спектакля "Свистопляска в тридевятом царстве "берет истоки из народной сказки "Пойди туда, не знаю куда", но адаптируясь на самого маленького зрителя. Чтобы удержать внимание непоседливых малышей, диалоги и драматургия были сокращены до минимума – час сценического времени. Да и финал, где слабовольный Царь добровольно передаёт власть Андрею-стрельцу, кажется приторно недостоверным. Аннотация: "Без возрастных ограничений"– предполагает по закону, что никто из персонажей не должен пострадать. И тогда, над самим повествованием превалирует бодрая и ритмичная музыка, в стиле эстрадно-фольклорных площадных праздников, на которую дети реагируют, охотно и радостно хлопают ладошками ей в такт. Постановка произвела пёстрое впечатление, которое на местном сленге принято именовать "хохлома". Это был единственный гастрольный спектакль, в котором музыка звучала в записи, а солисты пели в маленькие микрофоны.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Оперетта "Бабий бунт"

Композитор – Евгений Птичкин
Либретто Кирилла Васильева и Михаила Пляцковского по мотивам "Донских рассказов" Михаила Шолохова
Режиссёр-постановщик — Илья Можайский
Дирижер-постановщик — Азат Максутов

Илья Можайский – главный режиссёр театра республики Коми, ранее поставил в Нижнем Новгороде два спектакля: оперу "Казаки"и мюзикл в водевильных тонах "Красавец – мужчина". Посмотрев его интерпретацию "Тоски", нижегородцы смогли познакомиться и с опереттой "Бабий бунт".

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Выросло уже несколько поколений молодых зрителей, не знакомых с классикой отечественного музыкального театра. Произведение композитора Евгения Птичкина – типичный образец наивных и добрых оперетт прошлого. Тем не менее, сюжет его созвучен нашему времени "харассмента". Тема социального равноправия, конфликт внутрисемейный и исторический – всё это есть в незатейливой, но поучительной комедии о советских 20–х годах.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

В казачьей станице случилась беда – бабы взбунтовались и требуют уважения к себе – не желают больше подчиняться мужьям. Вековые ценности попраны. Женщины покинули станицу и, кажется, что казаки сами справятся с их "пустяшной"домашней работой. Но всё в итоге обернётся против них. Мат в три хода – бабы начинают и выигрывают!

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

В одной из самых смешных сцен, появляются ряженые в цыган мужчины. И по сочетанию цветов в костюмах, в реалиях настоящего времени, что казаки, что цыгане – смотрятся одинаково утрировано и карикатурно. И тех и других отличает буйство красок и блеск атласа. Не обошлось без неожиданностей: в качестве подарка от любимого, вместо галош (по тексту), молодая казачка получает роликовые коньки и, тут же надев их, танцует и поёт.

Визуальные лубочные эффекты станичной пасторали – яркие цветочки, "бегающие"по потолку и стенам, использовались в утреннике "Свистопляска в тридевятом царстве", но теперь неожиданно возникли в вечернем спектакле.

Прошло более полувека, а постановки в стиле "Кубанских казаков", по–прежнему, неизменно встречают восторженный приём у публики.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Оперетта "Цыганский барон"

Композитор – Иоганн Штраус
Либретто Игнаца Шнитцера по мотивам новеллы "Саффи"Мора Йокаи, русский текст Василия Шкваркина
Режиссёр-постановщик – Михаил Гусев

Самая "взрослая"постановка – 1983 года завершала гастроли. И разница ощущалась в сравнении с премьерами, представленными в предыдущие дни. Фабула "Цыганского барона"едина, однако сюжет имеет различие в деталях. Порой постановщики слегка изменяют его, поэтому, каждый новый спектакль становится сюрпризом для публики. В данном случае за основу была взята советская пьеса Василия Шкваркина. Время действия в спектакле, как и в новелле "Саффи"Мора Йокаи – 18 век. Сюртуки, парики, шпаги соседствуют с нарочитой простотой провинциальной жизни. Впрочем, артисты порой использовали современную лексику, чтобы усилить комический эффект.

Фото: пресс-служба Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Молодой кутила – барон Баринкай (Андрей Ковалёв) в сопровождении прохвоста – слуги Стефана (Виталий Гудовский), пытается вернуть себе земли, брошенные 20 лет назад. Местный успешный свиновод Зупан (Алексей Петров) противостоит этому. Действо наполнено любовными коллизиями и многоугольниками взаимоотношений. Роль молодой цыганки исполнила Елена Аюшеева, уже знакомая зрителям по "Тоске". Но здесь она предстает в совершенно ином образе легкомысленной роковой красотки.

Мизансцены статичны, декорации практически не меняются. Режиссура минимальна. Это актёрский и композиторский спектакль, где динамика и красота музыкальной основы, помноженная на артистический талант, становятся главными. Наш добрый зритель искренне сопереживал героям и радовался их вновь обретенному семейному счастью.

Однако поднятая в начале гастролей высокая планка классического искусства (балет и опера), смазала эффект финальной постановки. Искушенной публике на их фоне она показалась облегчённой и простоватой. Пожалуй, среди привезённых спектаклей, не хватило большой русской оперы, для полноты представления Театра оперы и балета Республики Коми. Очень порадовал оркестр и дирижерская работа.

Общая беда многих театров, также нижегородского и Комиоперы, в том, что они вынуждены работать в зданиях, изначально для музыкальных постановок не предназначенных. Гости привезли с собой дорогое звуковое оборудование, чтобы выстроить баланс между оркестром и звучанием голоса со сцены. Нижегородские спектакли обходятся без этих приспособлений, потому наших солистов закаляют трудности, когда "яму"ещё нужно суметь перекричать. Сыктывкарским вокалистам, благодаря установленным микрофонам, не нужно было напрягать и усиливать звук самостоятельно. Немалое удивление вызвали и русские титры на "Тоске"– артисты пели на итальянском языке. Как оказалось, зритель в Нижнем Новгороде может и готов смотреть и такую версию.

Хотелось бы повторных гастролей театра в наш город. Быть может, в следующий раз в залах будут аншлаги?
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Гастроли Молодежного драматического театра Тольятти стартуют в среду в Нижнем Новгороде, а театр "Вера" выступит в Тольятти
БДТ им. Товстоногова откроет новый сезон гастролями в Москве
Александринский театр даст спектакли в Томске

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть