"Любимовка" в большом городе
15 февраля 2019
Торжество нормы. Кевин Костнер
15 февраля 2019
Здравствуй, Сочи: XII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета на старте
15 февраля 2019
Моцарт. Пушкин. Грёзы. Праздник музыки в Московской консерватории
15 февраля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Плакать или смеяться"– гастроли театра им. Вахтангова в Омске

С 27 июня по 1 июля в Омске прошли гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

Фото: afisha.nyc/Valeriy Myasnikov
Фото: afisha.nyc/Valeriy Myasnikov

Это состоялось в рамках VI международного фестиваля "Академия"и программы "Большие гастроли"– крупнейшего театрального проекта России, созданного по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина. В программе четыре основных направления: гастроли федеральных и ведущих театров страны, взаимодействие с русскими театрами за рубежом, гастроли детских театров и поддержка гастролей региональных театров – в том числе и обменных.

Театр имени Евгения Вахтангова с Омском связывает очень многое. В 1941-1943 годах его коллектив находился в Омске в эвакуации: работали на сцене драматического театра (поочередно с омичами), выступали в госпиталях, выезжали с концертами в сельские районы. Родом из Омской области известный артист Михаил Ульянов, в течение двадцати лет бывший художественным руководителем Вахтанговского театра; омичка и Марина Есипенко – ведущая актриса… Так что гастроли вахтанговцев в Сибири не редки. Однако, пожалуй, еще никогда программа не была столь насыщенной.

На этот раз в Омске театр им. Евгения Вахтангова представил пять спектаклей: "Медея", "Евгений Онегин", "Наш класс", "Мадмуазель Нитуш", "Ревнивая к себе самой". Планировалось, что спектаклей будет шесть – но из-за болезни ведущего артиста Владимира Симонова пришлось исключить из программы гастролей "Минетти". Однако даже так поклонники, к сожалению, физически не могли посетить всё – спектакли шли одновременно на сценах Омского государственного академического театра драмы и Омского государственного музыкального театра.

Сцена из спектакля "Медея". Фото: antipenko.ucoz.ru

На программу гастролей, а также на запланированные встречи с журналистами не повиляли ни транспортные проблемы (из-за тумана самолет отправили в Тюмень, и артисты прибыли в Омск на пять часов позже), ни погода, ставшая причиной простуды Сергея Маковецкого.

Несмотря на то, что первые спектакли – "Медея" Ж. Ануя в постановке Михаила Цитриняка (театр драмы) и "Евгений Онегин" Римаса Туминаса (музыкальный театр) – шли параллельно, фактически честь открытия "Больших гастролей"выпала "Евгению Онегину": именно перед его началом состоялась официальная часть.

Этот выбор объясняется не только большей аудиторией. Постановка "Сцены из романа А.С. Пушкина" – лауреат многих премий, в том числе "Хрустальной Турандот" (лучший спектакль сезона 2012-2013), Приза дирекции фестиваля "Балтийский дом"(2013), национальной театральной премии "Золотая маска"(2014). Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Виктор Добронравов, Ольга Лерман – самый "звездный"состав из всех гастрольных спектаклей. Именно это и привлекло пристальное внимание публики и прессы.

Очень камерная, герметичная "Медея", темная не только по сюжету – но и по световому и декорационному решению – никак не подходила на роль "спектакля-открытия". Это интимная история любви, ненависти, предательства, одержимости, преступления и попыток оправдать – скорее рефлексивная, нежели развлекательная.

"Евгений Онегин" же вовлек зрителей в своеобразную интеллектуальную игру с хорошо всем известным материалом, где нашлось место и пластическим этюдам, и лирике, и фарсу. Ради того, чтобы показ на омской сцене ни в чем не уступал классическому, были доставлены две фуры оборудования, декораций и света. Кстати, именно желание представить спектакли во всей полноте технического оснащения стало причиной того, что пришлось отказаться от идеи привезти "Грозу" Уланбека Баялиева.

Сцена из спектакля "Евгений Онегин". Фото: bbc.co.uk

Вахтанговский "Евгений Онегин" оказался поводом и в очередной раз напомнить омичам, что в середине июля их ожидает еще одна трактовка пушкинского романа – премьера в Омском ТЮЗе, ONEГИН ("BLUES с одним антрактом") режиссера Юрия Печенежского.
 
На пресс-конференции директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок упомянул, что "Мы ходим в театр за двумя эмоциями: плакать или смеяться». Этому тезису сюжетно вполне соответствовали остальные спектакли гастролей.

В течение двух вечеров в Омском государственном музыкальном театре давали "Мадмуазель Нитуш", известную российскому зрителю по киноадаптации Л. Квинихидзе "Небесные ласточки». Однако оперетту Ф. Эрве можно назвать легендой вахтанговского театра – ее поставил еще в декабре 1944 года Рубен Симонов. На сцене блистали Людмила Целиковская, Владимир Осенев, Николай Гриценко…

Премьера нынешней версии состоялась 60 лет спустя – в декабре 2004 года. Режиссер Владимир Иванов пошел по совершенно иному пути, обратившись к опереточной традиции злободневности постановки: "Мадмуазель Нитуш"буквально напичкана шутками, хохмами и отсылками к актуальным событиям. В 2016 году этот спектакль стал лауреатом Премии "Звезда Театрала" в номинации "Хит продаж сезона". На омскую же сцену, кроме неизменной во всех составах Марии Ароновой, вышли омичка Марина Есипенко (с приветственной импровизацией родному городу) и дебютант в роли Селестена-Флоридора Евгений Пилюгин, нисколько не уступивший в итоге старшим товарищам. К сожалению, для многих зрителей веселая постановка была несколько омрачена непривычной продолжительностью – почти четыре часа, из которых достаточно безболезненно для сюжета и даже благотворно для динамики можно было "выкинуть" минут тридцать.

Фото: ru.sputnik.az

В это же время в Омском государственном академическом театре драмы шел "Наш класс" Натальи Ковалевой по пьесе Тадеуша Слободзянека. Самый "свежий"из представленных в Омске спектаклей – не только по дате премьеры (октябрь 2016 года), но и по актерскому ансамблю: на пресс-конференции Кирилл Крок несколько раз акцентировал внимание на том, что в постановке заняты не мэтры, а выпускники "Первой студии"театра имени Вахтангова, вошедшие в труппу только в январе 2018 года. Им был предложен не легкий, развлекательный материал – но документальная история, трагедия геноцида в польском городке Едвабне.

Закрывающим "Большие гастроли" стала "Ревнивая к себе самой" в постановке Александра Коручекова. Классическая комедия плаща и шпаги, сыгранная в стиле постмодернисткого хаоса, ничуть не утратила своей злободневности. Для омского зрителя она оказалась особенно любопытной по той причине, что эта не самая известная пьеса Тирсо де Молины (по сравнению с той же "Благочестивой Мартой") уже идет в Омске с 2006 года, на сцене Драматического Лицейского театра. Там Владимир Решетников сделал постановку в классическом, "костюмном"стиле – и тем более интереснее было сравнить если не актерское мастерство, то режиссерское решение.

Фото: vakhtangov.ru

Но, увы, какими бы большими ни были гастроли, они всегда заканчиваются очень быстро и кажутся весьма короткими.
 
В октябре 2018 года Омского государственного академического театра драмы нанесет ответный визит в Москву и представит на сцене Вахтанговского театра ряд своих спекталей: "Искупление"Алексея Крикливого, "INCOGNITO" Анатолий Ледуховский, "Три товарища" Георгия Цхвиравы и "Правда хорошо, а счастье лучше" Роман Самгин и премьера сезона "Время секонд хэнд "Дмитрия Егорова. 
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

"Любимовка" в большом городе
Моцарт. Пушкин. Грёзы. Праздник музыки в Московской консерватории
Песни о земле и небе: концерты месяца
Хрустальные иллюзии — Марк Розовский поставил "Стеклянный зверинец" Теннеси Уильямса
Мозговенко Competition
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть