Концерт Михаила Елизарова открыл программу мероприятий "Есенин Центра" в Рязани
1 сентября 2020
"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
21 сентября 2020
Призраки Пятигорска. Часть 2. "Советские"
21 сентября 2020
"Плот Медузы" Павла Глухова как модель современного общества
20 сентября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Свидетель Эпохи. В Риме скончался Бернардо Бертолуччи

26 ноября не стало итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи. Вспоминаем его творчество

Фото: cinemaholics.ru
Фото: cinemaholics.ru

Если кого и можно назвать последним из аппеннинских могикан, то это, разумеется, его – да, ведь, казалось, что и прожил он значительно дольше своих совсем скромных по нынешним меркам семидесяти семи – но сколько всего он успел запечатлеть, сколько всего рассказать…

Он был уникальным философом-рассказчиком, киноповествователем, сентенции и моралите которого (а всякий его фильм буквально изобиловал ими) никак не раздражали и не вызывали досадного утомления, а, напротив, возбуждали мысль. То какой-то уж совершенно отчетливой (а бывало и грубой) парадоксальностью, то запрятанной под сотней покровов иронией (корни которой росли чуть ли не из античности), то вполне себе модным психоанализом (но в отношении целого социума), а то…просто утонченной поэзией (не зря он не только снимал кино, но еще и писал стихи).

    Дитя Пармы на берегах Тибра

Рожденный в старинной и невероятно клерикальной Парме, воспетой бесконечно влюбленным в Италию писателем Стендалем в его славном романе, профессорский сын Бернардо детство и юность свои посвятил, впрочем, никак не религии, а изучению кино. А еще постигал нечто совсем религии противоположное – теорию коммунизма и сексуальную теорию Фрейда.

…Впрочем, и в Парме-то этого всего уже давным-давно не было. Зато в Римском университете, где обучался Бертолуччи, эти идеи витали в воздухе. Любознательный Бернардо не успел переступить порога университетской аудитории, как уже свел знакомство с самым известным на тот момент римлянином – сеньором Пазолини. Надо ли говорить, кем был в ту пору Пьер Паоло Пазолини? Европейским enfant terrible и властителем дум просвещенной молодежи, первым скандалистом планеты и знаменитым кинорежиссером, что наряду с "Евангелием по Матфею" (эдаким "левым" манифестом на библейскую тему) снял и нечто совсем противоположное - "Сало, или 120 дней Содома", где от Библии осталось лишь одно слово – Содом. Вместе с Пазолини молодой режиссер снимает картину "Аккатоне", после чего, прочно встав на рельсы собственной фантазии и драматургии, начинает творить уже в одиночку. Успех не заставил себя долго ждать.

Бернардо Бертолуччи и Пьер Паоло Пазолини на съёмках "Аккатоне" Фото: pinterest.com

   Соблазнил Брандо, показал гениталии…

Снимавшийся очень мало и исключительно у себя на родине великий Марлон Брандо принимает приглашение Бертолуччи сняться в картине "Последнее танго в Париже", которая стала не только настоящим манифестом царившей тогда сексуальной революции, но и ее апогеем. Добавить после Бертолуччи воистину было уже нечего, и сама революция довольно быстро пошла на спад. В СССР фильм был категорически запрещен и оказался – наряду с "Эммануэль" Жюста Жэкина – в числе первых картин-видеокассет, которые ввозили в Советский Союз счастливые обладатели первых видеомагнитофонов.

Обладая чрезвычайно тонким и свойственным, пожалуй, лишь ему одному даром понимания кинематографической поэтики, Бертолуччи первым столь органично соединил две темы: социальное и интимное. Он исследовал (зачастую так пронзительно!) их взаимосвязь, при этом умея говорить с публикой об "этом" по-умному, пусть даже порой и более чем откровенно, но и всегда философски-деликатно.

Марлон Брандо и Бернардо Бертолуччи на съёмках "Последнего танго в Париже". Фото: reddit.com

    …и добрался до эпоса    

Наверное, самым известным и, осмелимся сказать, лучим фильмом Бернардо Бертолуччи стал знаменитый "Конформист", снятый по роману соотечественника-современника Альберто Моравиа. Еще не эпос, но уже первый шаг к нему, с Жаном- Луи Трентиньяном и Стефанией Сандрелли в главных ролях.  

Эпос случится позже, когда режиссер решит снять картину про императора Пу И – последнего китайского монарха. Фильм так и назывался - "Последний император" - и вышел на экраны в 1987-ом году, спустя 20 лет после смерти властителя. Картина весьма отличалась от предыдущих картин итальянского режиссера куда более высоким градусом повествовательности и "широкодоступности" и получила не только 9 "Оскаров" и прекрасную критику, но и собрала огромную кассу. Ну а сеньор Бертолуччи уже окончательно перебрался в пантеон главных мировых небожителей кино и занял там одно из самых видных мест.

Фото: kinopoisk.ru

    Ускользающая - сквозь время - жизнь

Бертолуччи всегда снимал мало. А после "Последнего императора", в ранге первой звезды и в венце победителя, он хотел и вовсе "отойти от дел". Но…

Он не был бы настоящим буддистом (а в последние годы своей жизни Бертолуччи в той или иной мере относил себя к последователям этого религиозного течения), если бы не снял картину о…"живом Будде". То есть о его очередной реинкарнации в лице Далай-ламы. Именно глава всех буддистов мира и стал первым зрителем очень длинной, скрупулезно (и при участии настоящих буддистских монахов) снятой, драмы про детство "Будды 20-го века".  Натурные планы снимались, разумеется, не в Китае, изгнавшем Далай-ламу из своих пределов, а в соседнем Непале. Роль "главного буддиста" весьма удачно – по мнению самого Далай-ламы - сыграл Киану Ривз. И хотя картина не имела успеха "Последнего императора", все же она не осталась незамеченной.

Как и последний фильм Бертолуччи "Ускользающая красота" - пространное философское эссе о мимолетности жизни, в котором режиссер снял не только молодую Лив Тайлер, но и 80-летнего Жана Марэ, для которого роль старого садовника месье Гийома стала последней.   

На съёмках "Ускользающей красоты" Фото: lostfilm.info

Доволен ли он остался Бертолуччи своей жизнью? Доволен ли осуществленной миссией? Во всяком случае никто иной не сумел с такой фантастической легкостью переходить из одного времени 20 века в другое. Застав лишь его вторую половину, Бертолуччи более чем выпукло и выразительно представил на суд зрителя и первую. Такова была эпоха глазами Бертолуччи, которая ушла вместе с ним.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
Призраки Пятигорска. Часть 2. "Советские"
Как Елец принял "Актерский поезд"

В Москве

Программа 8-го Всероссийского фестиваля молодой режиссуры "Артмиграция"
"Дни военно-исторического кино": программа кинофестиваля
Книга как точка опоры: сформирована программа 33-й ММКЯ
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть