"Я родился в Кисловодске и этим горжусь"
29 сентября 2020
Ульяновского губернатора "заклеймили" за присуждение литературной премии Дине Рубиной
29 сентября 2020
Это не Рио-де-Жанейро. Это Ессентуки.
27 сентября 2020
Центр оперного пения Галины Вишневской открыл сезон
25 сентября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Достоверность российской действительности в отечественном кино

Яркие картины нашего времени: "Кислота" Александра Горчилина, "Аритмия" Бориса Хлебникова и "Нелюбовь" Андрея Звягинцева широко известны. Одна из причин успеха у зрителей – достоверное воспроизведение реалий, которые делают происходящее узнаваемым.

Кадр из фильма "Нелюбовь". Фото: successful-nat.livejournal.com
Кадр из фильма "Нелюбовь". Фото: successful-nat.livejournal.com

Режиссер, снимая социальную драму, создает свою условную реальность, однако эта реальность не должна выходить за рамки нашей действительности, иначе картина в итоге будет казаться недостоверной, и будет восприниматься зрителем как фильм в жанре фэнтези. Одна из основных задач режиссера, который решил снять социальную драму: дополнить существующую реальность, но не перегнуть палку.


Кадр из фильма "Кислота". Фото: successful-nat.livejournal.com

"Кислота", режиссер Александр Горчилин

В фильме режиссер искусно  вводит  элементы действительности  в картину,  чтобы мы поверили в его условную реальность. Первая сцена разворачивается в квартире, которая оснащена до боли всем нам знакомым набором:  линолеум, и потрескавшиеся обои с распространенным для жителей советского союза орнаментом (красные узоры  с золотым рисунком). Зритель с первого кадра понимает, что это квартира типичного среднестатистического советского гражданина. Далее мы видим "совдеповскую" люстру, в ванной старую кафельную плитку, батареи "змейкой", покрашенные белой краской, пластиковые крючки для полотенец, а подъезды в фильме все одинаковые, как под копирку — с бетонными лестницами и стенами, покрашенными сверху в белый, а снизу в зеленый.


Фото: startfilm.ru

Понятно, что эти здания — так называемые  "брежневки", которые строились повсеместно в советском союзе. Обращает внимание и сцена на кладбище; оно  выглядит именно так, как представляется человеку постсоветского пространства: многочисленные оградки, православные кресты  с надгробными плитами, на которых портреты умерших. В финальной сцене, типичная русская православная церковь с  церковными работниками. В квартире художника мы видим бюсты Ленина, Сталина, пионеров, надпись "СССР", а также знакомый многим с детства ковер.

Все вышеперечисленные элементы— это действительность, с которой так или иначе сталкивался человек постсоветского пространства: русский, белорус или украинец.  Но вот деталь  типично российская. В фильме присутствует сцена, в которой едет поезд с надписью "РЖД". Далее сцена, где герои танцуют в ночном клубе, и туда врывается "полиция". Уже не "милиция", это  деталь тоже многое говорит о времени происходящего.


Фото:kino-teatr.ru

В картине один из персонажей идет признаваться в убийстве, происходит  диалог с представителями правоохранительных органов:
- Вы здесь работаете?
 - Да, но с вопросами не ко мне.
Это и смешно, и трагично,  и в то же время до боли знакомо российскому гражданину,  который часто сталкивается с тотальным равнодушием чиновников.  

"Аритмия", режиссер Борис Хлебников
 
В "Аритмии" Хлебникова также присутствуют элементы действительности постсоветского пространства: это ковер на стене, "совдеповская" кровать, советский шкаф,  на телевизоре лежит кружевная вязаная салфетка.


Фото: my-hit.org

Машина "Скорой помощи" и медработники, одетые в синюю спецодежду и несущие оранжевые чемоданчики. Также в данной кинокартине присутствует кадр с обычным русским застольем: из серии "чтобы на столе было всего, да побольше", и обязательно водочка с вином. Пристрастие главного героя к алкоголю указывает на "типичного русского мужика". Как сказал Алексей Иванов, автор романа "Географ глобус пропил", в интервью известному журналисту Юрию  Дудю: "В России алкоголизм не воспринимается как недостаток, он воспринимается как доблесть".


Фото: exler.ru

В фильме показано, как после тяжелой смены медики систематически ходят в квартиру к главному герою выпить.  

В картине есть сцена, когда в больнице появляется новый начальник и зачитывает правило 20 минут (это время, ограничивает работников "Скорой" в общении с пациентом). Медики возмущаются: "Это нереально", начальник отвечает: "А у нас будет реально", он убежден в том, что главная задача сотрудников "Скорой" сделать так, чтобы пациент не умер у них на руках: пусть отправляют  в больницу и он  умирает там… Эта сцена ужасает халатностью руководителя, но зритель понимает, что да, во многом так и есть в жизни.

Фото: ruspekh.ru

Последние кадры  "Аритмии": машина "Скорой помощи" не может проехать по выделенной полосе, поскольку она заставлена многочисленными автомобилями. Ситуация тоже типична для нашей действительности - банальна и достоверна.

"Нелюбовь", режиссер Андрей Звягинцев

С самого начала становится  понятно, в какой стране  происходит действие. Мы видим дальний план школы, из которой выбегают ученики, а над зданием развевается  флаг Российской Федерации. В картине показаны в основном новые  интерьеры квартир,  ничем не отличающиеся от интерьеров жителей Европы или США, но всё же мы видим порой "брежневки", и фонари, характерные для территорий стран бывшего СССР, а так же российских полицейских и русский паспорт (в сцене, где к родителям пропавшего ребенка пришел следователь).


Фото: kino-teatr.ru

Также стоит обратить внимание на новости, доносящиеся из радио и телевизора, которые мы слышим фоном: в начале по радио - это известия  про Немцова, а в конце —  ведущий Киселев обсуждает войну на Украине. Вообще, фильм "Нелюбовь", это картина которую нужно слышать, ведь именно в диалогах отражается всё то, что до боли знакомо российским зрителям. Есть здесь и нецензурная лексика, придающая нужную окраску  разговорам.


Фото: europeanfilmawards.eu

И все же, как любое великое кино, социальная драма  Звягинцева поднимает общечеловеческие проблемы. Да, мы найдем в ней много элементов нашей действительности, но это не отделяет, а наоборот, объединяет нас с миром, разнящимся в частностях, но едином в глобальном: в понимании  любви и не любви….
 
 
 
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Я родился в Кисловодске и этим горжусь"
Ульяновского губернатора "заклеймили" за присуждение литературной премии Дине Рубиной
Как алкоголь вытесняет жизнь

В Москве

Центр оперного пения Галины Вишневской открыл сезон
В музее Новый Иерусалим опять лето и музыка
География Пятого фестиваля музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" обширна
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть