Евгений Винокуров: поэт любовного фронта
24 октября 2020
SIFFA 2020: кинофестиваль с гуманистической направленностью
23 октября 2020
Джанни Родари: "У отца детишек куча…"
23 октября 2020
Новые фильмы онлайн: что посмотреть дома в октябре
22 октября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В вечных поисках равновесия. Герман Гессе

Писатель прожил долгую, насыщенную жизнь, и все время искал способ понять ее и привести в равновесие.

Фото: ok.ru
Фото: ok.ru

Искавший гармонию на Востоке, в психологии и в европейской культуре − Герман Гессе закончил свой роман "Игра в бисер" в 1942 году, он стал последним. Вплоть до своей смерти писатель больше не создавал крупных произведений. Нашел ли он то, что искал?

Судьба с рождения наделила Германа Гессе необычным, но, кажется, столь необходимым для него фундаментом, на котором он будет кропотливо, в течение всей жизни пытаться искать решение тех проблем, что он перед собой поставит...

Фото: twitter.com
 
Мальчик родится в семье миссионеров, его отец − Иоганнес Гессе, по долгу службы некоторое время проведет в Индии. Своего сына (второго по старшинству из четырех детей в семье) он с раннего детства отправит учиться сначала в миссионерскую школу, затем в христианский пансионат, (уже здесь Гессе начинает писать, рисовать, учиться играть на музыкальных инструментах), в возрасте 14 лет юноша отправится учиться в семинарию в монастыре Маульбронн.


Фото: 24smi.org

Весной следующего же года он пропадет из монастыря, его найдут неподалеку, спящим в стогу сена, отношения с профессорами и друзьями ухудшатся, Герман Гессе остается в одиночестве. Родители отправят его в лечебно-исправительное учреждение, после Гессе попробует продолжить обучение в гимназии, но и здесь долго не задержится, он устроится учеником в типографию, будет помогать отцу в миссионерском издательстве, работать механиком на часовой фабрике...

В 1895 бешеный круговорот, наконец, остановится − Гессе попадет помощником продавца в книжную лавку. На сэкономленные деньги в 1899 году, будучи 22-летним юношей, Герман Гессе издаст свои первые книги: сборник стихотворений "Романтические песни" и сборник рассказов "Час после полуночи". Эти публикации останутся незамеченными, но все же дадут ему вступление в литературную жизнь.


Фото: ruspekh.ru

Так начнется действительно насыщенная, драматичная жизнь великого писателя, и она не будет скупа на события. Вскоре Гессе организует свой журнал, посвященный проблемам культуры, отправится в путешествие в Индию, вернувшись, поселится в Швейцарии. С началом Первой мировой войны, желая в рядах добровольцев отправится на фронт, Гессе будет признан негодным для службы по состоянию здоровья, тогда он станет сотрудничать с посольствами, принимать участие в работе социальной службы по оказанию помощи немецким военнопленным.

1916-1917 годы станут, наверное, самыми трудными для Гессе, он будет тяжело переживать смерть отца и обострившееся психическое заболевание жены. Находясь на грани нервного срыва, Гессе пройдет с Йозефом Лангом десятки сеансов психоанализа, уедет, спасаясь от окружающего его ужаса, в итальянскую Швейцарию, где будет писать согретые южным солнцем акварели, а затем, в 1921 году вновь вернется к сеансам психоанализа, на этот раз − с самим Карлом Юнгом.


Фото: samwoolfe.com

Стоит сказать, за свою долгую жизнь Гессе будет трижды женат, и только последний брак, в который писатель вступит в 1931 году, можно назвать счастливым.
В 1942 году часть его произведений запретят на территории рейха, полностью запретят публиковаться в газетах. А уже весной того же самого года будут дописаны последние строки романа "Игра в бисер", над которым автор работал последние одиннадцать лет. В 1946 году Гессе получит Нобелевскую премию, в 1951 году выйдет первое в Германии издание романа. Через 20 лет писатель уйдет из жизни.


Фото: academic.su

И это только те штрихи, которые можно назвать основными в его портрете. Пройденный путь с трудом отождествляется  с гармонией, может, потому он так отчаянно и упорно будет добиваться ее в своих произведениях. И искомое спасение он мыслит, конечно, по-немецки − в объединении противоположностей.
Хотелось бы сосредоточить внимание на последних произведениях Гессе, о его пути к гармонии и единству.  
В романе "Степной волк", вышедшем в 1927 году, этот поиск будет замкнут на внутренней жизни личности и строиться на архетипах Юнга.

Архетипы − иначе, образы, сложившиеся еще в глубокой древности, и постепенно накапливающиеся в коллективном бессознательном последующих поколений. Они передаются нам с рождения, по наследству, и мы имеем с ними дело, даже если не подозреваем об этом.


Фото: pinterest.com

Один из главных конфликтов "Степного волка" в то том, что в герое  Гарри  с трудом пытаются ужиться две части его личности: человек и волк. Поэтому он считает себя сумасшедшим. Речь здесь, конечно, о метафорическом волке, о том, что живет внутри каждого из нас, или, по Юнгу, об архетипе Тени. Тень представляет собой относительно отдельную, неподвластную нам часть нашей личности, и содержит все то, что личность не может принять в себе из-за кажущейся абсолютной несовместимости с имеющимися представлениями о себе.
Гарри — человек, осознавший, что внутри него есть Тень, враг в нем самом вступает в конфликт, из которого, по Юнгу, человек должен в конечном счете выйти целым. Противоположности обязаны соединиться и превзойти себя в едином целом. Об этом и пишет в "Степном волке" Герман Гессе. Первая гармония − единство и равновесие внутри себя самого.


Фото: snoska.ru

Вслед за "Степным волком", в 1930 году свет увидел роман "Нарцисс и Златоуст". Писатель сталкивает два пути понимания мира: рациональный и эмоциональный. Здесь можно проследить тему "аполонического и дионисического" духов, сформированную, конечно, под влиянием Ницше, и вновь архетипические структуры Юнга, а именно, так называемый "мужской" и "женский" ум. Два персонажа романа представляют собой диаметрально противоположные взгляды на мир: Нарцисс − это логика, наука, рассудительность, порядок, он представляет собой "мужской" ум, а Златоуст − природа, страсть, непостоянство, эмоциональность, то есть "женский" ум.

Свой путь к познанию самих себя и мира они тоже, конечно, проходят совершенно по-разному.
И снова Гессе мастерски показывает, как эти две противоположности прекрасно дополняют друг друга, хотя и предписывает им разные пути к познанию мира и себя самого. Писатель говорит нам о том, что обретение полного и гармоничного познания мира возможно только при объединении этих двух подходов.


Фото: wcbook.ru

"Паломничество в страну Востока", изданное в 1932 году, и являющееся, по сути, подготовкой к написанию "Игры в бисер", ставит перед нами новый срез проблемы. Главный герой книги рассказывает о паломничестве, в которое он отправился вместе с неким Орденом, о паломничестве на Восток, который в этом произведении − не географическая точка, да и, строго говоря,  не точка вообще, а путь к познанию жизни, к юности души. Путь герою не суждено было завершить, но Орден вновь появится в его жизни…появится, чтобы напомнить о гармонии − о стремлении к единству с Создателем.


Фото: in.pinterest.com

Книга "Игра в бисер" впервые издана в 1943 году в Швейцарии. Игра в бисер − интеллектуальное занятие для знатоков культуры, попытка приблизиться к универсальному языку культуры, сочинить метатекст, пронизать все интеллектуальное достояние человечество множеством нитей.

Повествуя об "игре", в самом общем виде, Гессе говорит, что можно усмотреть общие черты в математике и музыке, от них перейти к литературе, потом к законам природы − или в любом другом порядке, потому что все имеет некоторую общность, все связано и, проводя параллели, опытный игрок в бисер легко уходит в бесконечные комбинации. И, важно знать, речь не о простой аналогии, а о том, что уходит куда глубже, о том, что, кажется, находится в сфере невыразимого.


Фото: sadaneera.com

Такова "игра". Ее приверженцы собираются в вымышленной провинции Касталии – стране интеллектуалов, отделенной от всего остального "настоящего" мира. В Касталии − престижные учебные заведения, именно в одно из таких и попадает в раннем возрасте главный герой Йозеф Кнехт. И долгое время он пребывает в восторге от открывшихся перед ним возможностей.

Но Гессе вовлекает его в конфликт, который трансформируется на протяжении повествования. Его основные точки: споры с юношей Дезиньори, который в противоположность Кнехту отстаивает  ценность "настоящего", обычного мира за пределами интеллектуальной Касталии.  Затем в повествовании появится и Восток, а точнее − практики восточных медитаций, они научат Кнехта тому, что действие всегда должно сочетаться с созерцанием, иначе либо твой дух, либо твое тело ослабнут. Пройдя вместе с героем длинный путь, описанный в романе, Гессе выйдет на новую  гармонию, и на этот раз, она будет касаться уже даже не одного человека.


Фото: poistine.org

Теперь Гессе не хочет искать гармонии для человека в мире, он хочет уравновесить весь мир. Теперь  гармония Гессе − единство и равновесие культуры и цивилизации; высот, которых может достигнуть человеческий Дух. Духовное без телесного − пусто и не имеет смысла, телесное без духовного − отвратительно. Поиски гармонии выводят писателя за пределы человеческой личности.
В 1946 году писатель получит Нобелевскую премию с формулировкой "За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль".        Трудно сказать, нашел ли Гессе ту абсолютную гармонию, путь к которой он описывал в своих произведениях, но можно сказать, что он оставил нам бесценный маршрут, с которым, конечно, можно не согласиться, или который можно посчитать недостижимым, но с которым нельзя не познакомиться. Однозначно, если вам не хватает опоры под ногами, − попробуйте обратиться к Герману Гессе.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Евгений Винокуров: поэт любовного фронта
SIFFA 2020: кинофестиваль с гуманистической направленностью
Джанни Родари: "У отца детишек куча…"

В Москве

Как в Москве закрылся 42-ой Международный кинофестиваль
"Некурортный роман": премьера документального спектакля на Большой сцене МХАТ
MONTECCHI VS OPERA
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть