Жизнь стоит того, чтобы жить
14 октября 2024
А не замахнуться ли нам на Турандот?
13 октября 2024
Савелий Крамаров и тишина
13 октября 2024
Откуда есть пошла земля Рыбинская
12 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 сентября 2024 17:12

Фестиваль, объединяющий музыкальные театры

"Марица" Имре Кальмана, показанная Волгоградским музыкальным театром, открыла IX фестиваль "Видеть музыку".

Все фото Елены Лапиной.
Все фото Елены Лапиной.

Фестиваль "Видеть музыку", придуманный и созданный Георгием Исаакяном, реализованный при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проходит уже в девятый раз. Идея фестиваля сформировалась в результате многолетней деятельности Ассоциации Музыкальных Театров. Начиналась эта традиция очень скромно – в пилотном проекте фестиваля принимало участие всего три театра. В восьми прошедших фестивалях приняли участие 55 театров, и на сценах Москвы было показано более двухсот пятидесяти спектаклей. Причём, по правилам и идеологии фестиваля, это были спектакли, отобранные для показа самими театрами, то есть на фестиваль театры привозят именно те спектакли, которые сами считают важными для себя, которые представляют лицо коллектива.

Это удивительное по масштабу и своим результатам явление объединяет музыкальные театры огромной страны, добиваясь результатов, которых иными способами достичь невозможно. В какой-то степени подобную роль играл фестиваль "Золотая маска" с вручением премий в разных номинациях, но здесь  критики ездили по городам и весям, обнаруживая и выдвигая самые яркие спектакли – что тоже было чрезвычайно важно для объединения культурного пространства страны. Но возможность встретиться музыкальным театрам в одном месте, показать свои лучшие достижения и увидеть своими глазами то, что делают коллеги, обсудить общие насущные проблемы, проследить общий вектор развития культуры практически в режиме реального времени – эти возможности даёт лишь фестиваль "Видеть музыку".

 
Пресс-конференция, посвящённая открытию фестиваля, это убедительно продемонстрировала. Спикеры пресс-конференции обозначили многовекторные особенности, задачи, проблемы и достижения именно с тех позиций, которые профессионально им наиболее близки. В результате проявилась общая картина, собранная из множества отдельных позиций, событий и явлений. Здесь и проблемы реконструкции театров и связанные с этим проблемы творческой составляющей в непростых условиях, когда театр лишён своей главной сцены – об этом хорошо знает Г. Исаакян, возглавляющий театр им. Сац, который переживает масштабную реконструкцию. Об этом рассказывал и Фабио Мастранжело применительно к возглавляемому им Музыкальному театру им. Шаляпина в Санкт-Петербурге. Организационные и финансовые вопросы затронули почти все выступившие на пресс-коференции, выразив свою благодарность Министерству культуры РФ и присутствовавшему на встрече генеральному директору Президентского фонда культурных инициатив Роману Владимировичу Карманову, а также, разумеется, региональным властям, без поддержки которых театры просто не смогли бы приехать на фестиваль – ведь гастроли музыкального театра очень дорогостоящее мероприятие. Кроме того, огромную благодарность выразили директорам столичных театров, которые предоставили свои сцены для гостей фестиваля – это и Большой театр, возглавляемый В. Гергиевым, и "Геликон-опера", руководимая Д. Бертманом, всегда готовая принять гостей, и Московский академический театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, который, благодаря своему директору А. Борисову, гостеприимно принимает участников фестиваля.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, и Александр Рыжинский, ректор Российской академии музыки им. Гнесиных, обратили внимание на чрезвычайную важность фестиваля для образования нового поколения профессионалов в области музыкального театра.
 
Участники фестиваля, присутствовавшие на пресс-конференции, воспользовались случаем, чтобы рассказать о своих работах, которые будут представлены в этот раз.

Элмар Аскарович Бурибаев рассказал о постановке оперы А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай" – спектакль ставит итальянский режиссёр Джанкарло дель Монако, и этот спектакль представляет собой европейский взгляд на историю основоположника казахской культуры.

Директор Башкирского государственного театра оперы и балета Александр Алексеев и руководитель фестивального проекта "Снегурочка: миф и реальность" Ирина Черномурова рассказали о создании уникального проекта, в рамках которого не просто созданы балеты на тему сказки о Снегурочке, русского литературного архетипического произведения, но и сформирована целая генерация молодых хореографов, владеющих современным хореографическим языком.
 
А директор Волгоградского музыкального театра Кристина Владимировна Блинова представила спектакль, который и открыл Девятый фестиваль "Видеть музыку" – "Марицу" Имре Кальмана.
 
Надо сказать, это очень удачная идея – поставить классическую оперетту ХХ века, и "Марица" подходит на эту роль прекрасно. Тут и наслаждение музыкой, и классический сюжет с хорошим концом, то есть – прекрасное сочетание высокого искусства с простым, естественным и очень нужным в наше время желанием отдохнуть душой.
 
"Марица" Имре Кальмана – говоря современным языком, каскад хитов, по плотности которых "на единицу времени" сравнимый лишь, пожалуй, с "Кармен". В ней есть всё, что необходимо для восторженного приёма публики – и прекрасные мелодии, и безукоризненно выстроенный сюжет, в котором, пройдя через необходимые испытания, сразу три влюблённые пары обрели своё счастье, и зажигательный венгерский и цыганский этнический колорит, и яркие костюмы, и танцы, которые сбалансированно уравновешиваются вокальной составляющей и диалогами.

 
В "Марице" есть всё и для постановщиков – то есть, всё то же самое – сюжет, вокал, костюмы, танцы… Но здесь же заключены и ловушки, в некоторые очень легко попасть.  

Скажу сразу – спектакль получился. Он получился настолько, что финал достиг настоящего оперного драматизма, и это заслуга не только либреттистов Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда, и не только Имре Кальмана, музыкальный талант которого и академическое образование слышны в партитуре оперетты, особенно в ансамблевых номерах. Вся логика драматургического развития спектакля в исполнении артистов Волгоградского музыкального театра, направляемая дирижёром-постановщиком Денисом Шитовым привела к мощному и пафосному финалу.

Оркестровка Кальмана доставляет истинное наслаждение своей тонкой и изысканной проработкой, и в этом смысле обидно, что Волгоградский театр вынужден был использовать сокращённую партитуру, хотя экономический смысл этого вполне понятен. Но тем большая нагрузка и ответственность ложится на каждого оркестрового музыканта. Денис Шитов дал возможность оркестрантам играть свободным естественным звуком, и оркестр свою задачу выполнил прекрасно – здесь и очень точные дублировки голоса солистов у гобоя (Мария Столярова), и столь же типичные для Кальмана унисоны гобоя и флейты (Юлия Киселёва), и сольные эпизоды виолончели (Галина Аверьянова) и скрипки (Галина Головень)… В такой оркестровке каждый инструмент оркестра может считаться сольным. И сразу же хочется выразить признательность литературной части театра, выпустившей программку, в которой выражено уважение ко всем создателям и исполнителям этого спектакля. Хотя, если говорить об академической точности подачи материала, то всё же не хватает перечисления произведений, которые были использованы в попурри прекрасного вставного балетного номера, в котором участвует балетная труппа театра (хореограф-постановщик Елена Щербакова). Да, конечно же, в использовании музыки других корифеев оперетты есть очень изящный элемент иронии, это вообще отличная находка, но калейдоскопически сменяющиеся знакомые мелодии превращаются в загадку, отгадки которой на странице программки нет.
 
Оперетта поставлена в рамках исторических традиций – здесь и классические костюмы, именно такие, к каким мы привыкли в многочисленных театральных и кинопостановках – и это выглядит очень органично (художник-сценограф Алексей Михальчёв, художник по костюмам Ирина Елистратова). Единственное, что несколько снижает уровень впечатления от спектакля – архаизмы, буквальное следование стилистике и текстам столетней давности, а ведь юмор с тех пор заметно изменился и комикование барона Популеску в традициях эпохи Г. Ярона уже выглядит несовременным, да и зритель на него реагирует с некоторым недоумением. Более того, классическая оперетта всегда была искусством актуальным, в каких-то своих элементах на границе с кабаре по степени отражения современных реалий. Даже сама "Марица" с её венгерским колоритом была более чем актуальна, по крайней мере в той части, которая касалась реакции венгерского общества на новые границы, образовавшиеся после окончания Первой мировой войны – дуэт Марицы и Зупана именно по причине прямых намёков на это иной раз повторяли по требованию публики до двадцати раз.

Солисты Волгоградского музыкального театра и его хор (хормейстер-постановщик Татьяна Кузнецова) представляют прекрасный ансамбль. Это Светлана Османова в роли графини Марицы и Леонид Маркин – граф Тассило Эрдеди, это вторая пара – Лиза (Яна Савельева) и Коломан Зупан, очень ярко воплощённый Александром Куприным и, наконец, барон Мориц-Драгомир Популеску (Андрей Жданов) и его возлюбленная тётушка Цецилия, в роли которой в лучших традициях классической оперетты выступила Анна Стрельбицкая. И, безусловно, спектакль украсила Валерия Головкина в роли Цыганки Азы. И кроме того, нельзя не отметить работу Алексея Лавлинскова (дворецкий Михай) и Александра Лысенко (суфлёр Птючка) в роли персонажей второго плана.
 
Так что можно поздравить Волгоградский музыкальный театр с прекрасным спектаклем и порадоваться за волгоградскую публику, у которой есть возможность послушать неувядаемый шедевр Имре Кальмана.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Жизнь стоит того, чтобы жить
А не замахнуться ли нам на Турандот?
Савелий Крамаров и тишина

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть