XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Юрий Кублановский: "Параллельная профессия помогает поэтической независимости"

Специально для "Ревизора.ru": размышления известного русского поэта о литературной судьбе и профессии писателя.

Юрий Кублановский. Фото Александра Шаталова.
Юрий Кублановский. Фото Александра Шаталова.

О том, почему Александра Кушнера можно называть профессиональным литератором, а Осипа Мандельштама нельзя, о работе политтехнологом, копирайтером или искусствоведом, о сетевой культуре и нужности поэта людям вопросы задавала Ольга Коробкова.

Юрий Михайлович, тема нашей сегодняшней беседы - место пишущего человека в современном обществе. Пишущего художественные тексты, стихи, прозу, пьесы… И есть ли вообще у писателя место в современном обществе. При этом мы не берём самых-самых известных, обладателей премий, званий и т.д.
 
Трудно сказать, все очень индивидуально и напрямую зависит от самоощущения автора. Ну, вот сужу по себе: у меня, в конце концов, состоялась вполне благополучная литературная судьба, в том смысле, что я могу свободно печататься и издавать свои книги. Правда, практически без какой-либо серьезной оплаты. И мой скромный доход – в стороне от литературы. Тем ни менее, в современном культурном общественном процессе я хоть и имею единомышленников, но, в целом, чувствую себя достаточно одиноко… Разумеется, в наши дни общественное положение литератора не сравнимо с тем, каким оно было, скажем, у получивших громкую известность "шестидесятников". В их поэзии искали и каким-то непостижимым образом находили сразу все "в одном флаконе": и свободу, и эстетику, и интимную лирику, и даже сквознячки оппозиционности. Молодой технократ, знающий наизусть стихи, например, Вознесенского, чувствовал себя королем. Теперь все это в прошлом. И только состарившиеся романтики тех лет пытаются, и чаще всего безуспешно, подкупить какую-нибудь даму сердца стихами... Но существуют ведь и поэтические сообщества, и кружки, и провинциальные литобъединения, только все это скорее друг для друга, чем для пылко заинтересованного читателя. Конечно, я не могу отвечать на ваш вопрос объемно: я редко читаю современных авторов, их проза, за очень редкими исключениями, улетучивается у меня из сознания на другой день после того, как я закрыл книгу. А вот в поэзии то там, то здесь мелькают яркие огонечки. Но нового цельного и объемного поэтического мира я давно не встречал.
 
Существует ли в настоящее время понятие "профессиональный литератор"? Каким он должен быть? Есть ли среди ваших знакомых и друзей такие?
 
Первый, кто пришел мне на ум, превосходный питерский лирик Александр Кушнер. Он регулярно издавался и при советской власти, и в криминальную революцию, и теперь. В этом особенность его поэтической биографии. В нем счастливо слились на равных призвание и профессионализм. Но, как правило, несколько упрощая, можно сказать, что профессиональным литератором следует считать того, для кого поэзия в первую очередь профессия, а уж во вторую призвание. Вот возьмем две судьбы двух больших поэтов и сверстников – Пастернака и Мандельштама. Как-то язык не поворачивается назвать Мандельштама профессиональным поэтом. Его профессия не принесла ему ничего, кроме гибели среди урок владивостокской пересылки. В то время как Пастернак прожил вполне профессиональную и сравнительно благополучную жизнь в достатке: он и поэт, и замечательный переводчик, а на склоне лет даже и романист. Причем роман его, в силу определенных обстоятельств, стал мировым бестселлером. Я вчера проезжал мимо "Националя", на первом этаже, в мою юношескую пору доступном даже студентам, где после занятий мы пили хороший кофе, пафосный ресторан "Доктор Живаго". И объяснять никому ничего не надо – любой иностранец знает, кто это. Вещь, для русской литературы, по крайней мере, кажется, небывалая!

Опять же скажу о себе: я пишу стихи более полувека, но не в коем случае не чувствую себя профессионалом. Пишу только, когда загадочным образом приходит наитие. А в другое время и двух стихотворных слов связать не умею. Профессионал – это тот, кто встает утром, завтракает и начинает заниматься своим профессиональным делом. У меня так никогда не получается. Даже теперь, с возрастом, когда вдохновение лишено прежнего напора, я все-таки способен писать только при его дуновении.

Ресторан Центрального дома литераторов в Москве. Фото: Википедия. 

Есть писатели, вписавшиеся в рынок: их книги печатают и продают. Им даже платят в издательстве гонорары. Но и там получается дисбаланс: чем элитарнее текст (прозаический, про стихи мы не говорим) – тем он хуже продаётся, ведь так?.. Ладно, иногда кому-то удаётся найти баланс. И всё равно, чем-то необходимо заниматься параллельно. Преподавать – например, в Литинституте. В каком-нибудь другом вузе. А так, ведь чем только не зарабатывают писатели: написанием дипломов и диссертаций, литературным редактированием, копирайтингом, репетиторством, политтехнологиями, рекламой… Конечно, журналистикой, но и она уже ценится недорого. А зачастую прямо противоречит литературному, художественному подходу… А другие работают в областях, абсолютно не касающихся литературы: программировании, конструировании, медицине… Выходит, если человек собирается связать свою жизнь с литературой, ему нужно приобрести профессию "для жизни", да? Которая бы кормила его и его детей.
 
Пожалуй, что так, и ничего стыдного в этом нет. Мы знаем, что некоторые выдающиеся писатели наши были, например, медиками… В свое время, когда я кончал в Рыбинске школу, у меня был порыв поступать в Литературный институт. Слава Богу, Андрей Вознесенский меня от этого отговорил, убедил, что поэту необходима для его же независимости твердая профессия. И я ему за это очень признателен. Я получил диплом искусствоведа, благодаря которому смог работать в наших музеях – от Соловков до Муранова. Кроме того, изобразительное искусство, любовь к нему помогли и в создании своей творческой манеры. Моя поэзия очень визуальна, зрима – это то, что я люблю у акмеистов. И я добился того же ­– именно благодаря вживанию в изобразительное искусство.

Кроме того, параллельная профессия помогает поэтической независимости: ты можешь зарабатывать на жизнь, не обращая внимания на то, что "толпе" плевать на твои стихи.
 
А представим ситуацию, когда такой профессии нет. А есть только призвание и талант писать стихи, писать рассказы… Что посоветуете вы этому человеку? По-вашему, чем может и должен заниматься сейчас литератор? Прозябать, достойно нести бремя нищеты, "денег нет, но вы держитесь"? Забыть, как складывать буквы в слова? Идти продавать помидоры? Срочно менять занятие? Или же пытаться преуспеть в литературе, совершенствоваться, тянуться вверх, пробиваться, ждать своего часа?..
 
Никогда не надо ждать "своего часа" – дохлый номер. Надо найти работу, пусть мало денежную, но оставляющую много свободного времени. А его тратить на чтение книг, художественных и философских, на музыку, на музеи. Поэт – это не птичка на ветке. Ему необходимо мировоззрение, мирочувствование, необходимо пытаться уразуметь бытие, его законы и тайны. А без всего этого, как ты ни даровит, ничего серьезного в литературе не добьешься.
 
А вообще, насколько нужны сейчас обществу писатели и поэты? В общем-то, кто сейчас занимается человеком?.. Священники. Психологи, среди которых немного, на мой взгляд, профессионалов… А писатели?
 
Я убежден, что настоящая художественная литература не только приносит эстетическое удовольствие, но и закаляет характер, делает человека масштабнее и мудрее. А если и такая литература обществу не нужна, то тем хуже для общества. В одной из наших бесед мы, кажется, уже говорили с вами, что из социума вымывается понятие толстой книги, вдумчивого и долгого чтения. Сознание становится клиповым, то есть неспособным подолгу сосредотачиваться на одном предмете: на романной толще, долгом кино, глубоком стихотворении. У сетевой культуры свои радости, ну и флаг ей в руки. Может и так оказаться, что мое поколение окажется самым удачливым: ни войны, ни репрессий, ни голода – при плодотворной заинтересованности серьезной культурой.


Фото: yandex.ru
 
"Поколение дворников и сторожей" - иногда мне думается, что это было честнее… Или же люди в большинстве спивались, громко или тихо, деградировали?
 
Тут вот какая история: живший при советской власти независимый писатель чувствовал противление государственной и социальной официальной среды, и в этом противлении закалялся его характер. Образно говоря, каждая лопата угля, которую я забрасывал в топку, работая в церкви истопником, сопровождалась ощущением, что все это не напрасно, что я властями не сломлен, что моя поэзия свободна и в манере, и в теме, что я верен памяти репрессированных предков, невинно уничтоженных тоталитарной машиной. Сейчас поэт работает в разряженной среде, сопротивляться вроде бы нечему, и отсюда культурная бесхребетность. Мы ходили по острию жизни, это придавала ей в наших глазах значительность. Да, в общем-то, она и была. А сейчас вместо острия - отполированная площадка, нет никакого сопротивления материала. По большому счету нет темы, духовного напряжения.
 
"Плывём. Куда ж нам плыть?". Что будет дальше с отечественной литературой, какими путями она может развиваться?
 
Россия, несмотря на своеобычие, включена в мировой процесс: как будет развиваться цивилизация в целом, в ту же воронку потянется и она, а, следовательно, и ее культура. Не хочу заглядывать в завтрашний день, потому что не нахожу там, честно сказать, ничего отрадного для своего сердца. Но ошибется тот, кто назовет меня меланхоликом и пессимистом: ощущение выполненного творческого долга дарит мне бодрость и надежду на то, что и в будущем в русской жизни найдется на мою поэзию достойный читатель, пусть не многочисленный, но серьезный.
 
Я наблюдаю тотальную языковую безграмотность, которая касается буквально всех сфер. Неграмотно говорят дикторы на ТВ, неграмотно пишут корреспонденты… Русский язык, который мы потеряли. Его уже не вернуть?
 
Потери в русском языке я чувствую, так же как и вы, ежедневно. Он загажен хуже, чем во времена советского волапюка. Тогда его уродовала идеология, теперь бизнес, сеть и интернет-культура. Не поверите, но нередко я встречаю фразы, смысл которых мне уже совершенно не ясен, даже страшно. Что тут скажешь? Только чтение русской литературы и поэзии может спасти человека от языковой катастрофы. Мой друг поэт Дмитрий Бобышев как-то написал остроумно: "Здравствуй, племя, младое и незнакомое, племя, похожее на людей!" Без чистого и глубокого русского языка молодежь, увы, становится именно таким "племенем".
 
А как вы считаете, ваши книги – они предназначены для прочтения людьми, а если да, то что вы надеетесь им дать?
 
О своих стихах судить не берусь. Но убежден, что поэзия может дать человеку очень много. Научить его умению переносить житейские трудности, пониманию, что любовь – богатство, которое надо ценить, что существует нечто, что выше, чем плоская эмпирическая реальность. А еще – имманентную стойкую приподнятость над житейской мелкотравчатостью. Всего этого можно достичь, только перечитывая стихи и вживаясь в них. Настоящая поэзия – несравненная ценность, ценность моральная, эстетическая, даже патриотическая. Кто любит отечественную поэзию, тому будет дорога и Россия.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть