"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
10 октября 2024
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
10 октября 2024
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"
10 октября 2024
Не книгами едиными: библиотека — место, где интересно каждому
9 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Юрий Кублановский: "Ощущение, что поэзия выходит из маргинального существования на культурный простор"

Один из самых маститых участников проекта "Сезон стихов. МХАТ. Третья сцена" поэт Юрий Кублановский рассказал "Ревизору.ru" о своих впечатлениях.

Юрий Кублановский. Фото В. Разгулина. Фото из личного архива поэта.
Юрий Кублановский. Фото В. Разгулина. Фото из личного архива поэта.

Когда-то, в далёкой, первой, я бы так сказал, молодости – я и мои сверстники читали свои стихи вслух чуть ли не еженедельно. А уж раз в месяц точно. Мы, самиздатчики, разумеется, не имели возможности читать в Лужниках, в Коммунистической аудитории в МГУ или в Политехе. Мы читали камерно: в библиотеках или в домашних "салонах", а то и просто за бутылкой на кухне. Порой это были не чтения, а камлания с прикрытыми глазами и при свечах…

Ахматова к шестидесятникам относилась скептически: называла их "эстрадниками". Но когда представилась возможность – и сама записала две отличных пластинки…Помню, был на комнатном чтении Вознесенским поэмы "Оза". Большую вещь Андрей Андреевич не ленился читать в узкой компании пяти-шести человек на квартире физика Вадима Клименко (упомянутого, кстати, Вознесенским в стихотворении "Монолог рыбака"). Это было лето моего поступления в МГУ, голова шла кругом…

Мне так повезло, что я слушал практически всех лучших поэтов послевоенного времени: и Тарковского, и Лиснянскую, и Липкина, и – опять же – "шестидесятников". А на Западе Льва Лосева,  Иосифа Бродского… И каждое из этих чтений запечатлелось навсегда, и на слух, и визуально. Теперь я думаю, что лучше всего читать стихи в книге – и вспоминать при этом авторскую декламацию: тебя начинает настигать голос поэта, ты вспоминаешь, как слышал это стихотворение в его исполнении. Одно накладывается на другое, и эффект восприятия усиливается вдвойне. Я, во всяком случае, совершенно по-разному воспринимаю те стихи Бродского, которые слышал с голоса, и те, которые узнал лишь в книге. Впервые я слышал Иосифа через месяц после возвращения его из ссылки(мы тогда даже собирали в шапку деньги на билет ему обратно в Питер). А потом в Париже, в Амстердаме, в Нью-Йорке…

Фото из личного архива поэта. 

Проект "Сезон стихов" я считаю очень удачным и своевременным. Мы вдруг получили отличную площадку в самом сердце Москвы. Замечательно! Ощущение, что поэзия выходит из маргинального существования на культурный простор. Самым удивительным и интересным для меня было то, что половину вечера читает не сам поэт, а приглашённый актёр. Было очень любопытно слушать свои стихи в исполнении профессионального актёра МХАТ  Николая Коротаева. До этого мои стихи записывала только Алла Демидова,  она прекрасный чтец. А на этом вечере мои стихи читал молодой человек. Он  читал стихи сложные,  ассоциативные, связанные с Шекспиром… Они и написаны были во время моего первого путешествия вБританию во второй половине восьмидесятых годов. И это неожиданно: слушать, как человек совершенно другого поколения, другой профессии озвучивает мой поэтический, в данном случае перенасыщенный шекспировскими ассоциациями текст.

Дай Бог, чтобы этот проект не скис, не завял. Мне кажется, что одним чтением можно не ограничиваться. У меня, например, готовится сейчас в издательстве "Русский путь" трёхтомник моих стихов за более чем полвека. И я бы чрезвычайно охотно презентовал его на МХАТовской сцене. Да, думаю, и другие поэты рады были бы почитать в МХАТе ещё. Солидарность типографского и декламационного слова обогащает культуру.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть