Фонд "Открытое море" и Sunbeam Productions представили аудиовизуальный проект "The Elements"
25 марта 2019
Полянский, Копачевский и романтики
25 марта 2019
Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
22 марта 2019
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
22 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рефлекс Феллини. Памяти великого мастера.

Четверть века тому назад не стало гениального итальянского кинорежиссера

Фото: thepicturehouse.org
Фото: thepicturehouse.org

Шутнику и философу, трюкачу и одному из самых искренних кинохудожников своего времени в этом году исполнилось бы 98 лет. Ревизор.ru вспоминает, каким был его жизненный и творческий путь.

Феллини любил говорить, что его род восходит к этрускам. По отцовской линии. По маминой это были аптекари-евреи. Да, правда, этруски – эти самые древние насельники восточного побережья будущей Италии – жили именно здесь, где спустя многие столетия был построен ими величественный Аримин, ставший впоследствии Римини. В этом городе, который некоторое время был даже отдельным государством, и появился на свет в 1920-ом году будущий гений.
Но не мог же лишь по месту своего рождения избрать своими предками пусть и достойных и отчаянно- воинственных этрусков сеньор Феллини?.. Ведь столько было потом и достойных римлян - славных и не только воинскими подвигами, но еще и творческими талантами.   
О, стоит ли и разбираться во всех мистификациях сеньора Феллини?! Многие его биографы (а вообще их сотни по всему земному шару) и вовсе называли маэстро величайшим мистификатором на нашей планете. Так это или нет – Бог весть. Но как же жаль, что этого гениального мистификатора нет сегодня рядом с нами.

Цирк уехал, а…    
 
Может быть и был далекий предок маэстро Феллини великим вождем или одним из царей древней Этрурии - этого нам никогда не узнать, а вот то, что отец Федерико был небогатым коммивояжером, мы знаем. Об этом написано во всех справочниках и энциклопедиях. Монографии, посвященные Феллини, немало рассказывают еще и о том, каким он был в своем раннем детстве. Все отмечают, что самым большим впечатлением юного Федерико стал приехавший в Римини столичный цирк. Спору нет, животные в нем были, как с картинок замечательных старинных книг, но клоуны... Они совершенно завладели умом мальчишки. Не только потому что их костюмы были пестрее радуги, но и потому что их веселые (а по словам Феллини "такие пронзительно-грустные") лица таили в себе удивительную загадку.   Клоуны плакали навзрыд, как только они и умеют, а весёлая публика заливалась хохотом и, конечно, не думала протянуть им носового платка. Федерико же и самому хотелось, если и не заплакать, то изрядно взгрустнуть. "О нет, цирк это совсем не то, что нам кажется. Цирк - это    д р у г о е.  Но обязательно с печалью" - скажет много лет спустя Феллини. И снимет свой великий "Амаркорд". С цирком из своего детства. Но до этого ещё далеко.

Фото: diletant.media
 
     Под новым кесарем
     
Молодого Федерико на его жизненном пути сопровождала совсем иная клоунада. Цирк Бенито Муссолини, может быть, и был достоин высокого философского осмеяния, но, прежде всего, он был все-таки жесток. Зычный голос новоявленного "цезаря" Дуче звучал из каждого радиоприёмника, пока антифашисты подпольно организовывали свои силы, а эмиграция росла.
     
Но жизнь устроена таким образом, что при любом - пусть даже самом страшном и чудовищном – режиме надо зарабатывать на хлеб насущный. Главное, не стать конформистом и не сотрудничать с врагом. Федерико не изменял своим принципам, работая в антифашистском журнале "Марк Аврелий". Он оказался великолепным рисовальщиком – мастером остроумной карикатуры и шаржей. Федерико подрабатывал также на радио, где талантливо читал собственного сочинения рассказы про Чико и Полину – вымышленных молодых влюбленных. А вскоре и сам влюбился не на шутку, по-настоящему.

Фото: italy4me.com
 
Федерико и Джульетта. Полвека и один день
 
Его музой стала юная Джулия Анна Мазина – обаятельная итальянка, которую пригласили участвовать в радиопередачах Феллини. И которая, по желанию влюбившегося в нее Федерико, стала Джульеттой. Несмотря на то, что первый фильм, в котором сеньора Мазина появилась на киноэкране, был картиной другого режиссера, потом Джульетта будет сниматься почти только у одного Федерико. Союз, заключенный этой парой в 1943 году воистину свидетельствовал в пользу сакраментального "браки заключаются на небесах". Федерико и Джульетта прожили вместе 50 лет и один день.

Феллини с женой Джульеттой Мазиной. Фото: lanotiziaquotidiana.it
 
       В Городе кино    
 
"Чинечитта" (в переводе с итальянского "город кино") стала вторым домом Феллини. Успех быстро нашёл его. "Дорога" и "Ночи Кабирии" вышли на экранах многих стран мира. Затем были главные шедевры Феллини – "Сладкая жизнь" и "Восемь с половиной". За первый режиссер получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а за второй – Гран-при Московского кинофестиваля и два Оскара. Приз на киносмотре Москвы был особенно любопытным. По распоряжению сверху в тот далёкий 1963 год награду должны были отдать советскому фильму "Знакомьтесь, Балуев!", но глава жюри Григорий Чухрай настоял на том, чтобы здравый смысл всё-таки восторжествовал и приз получил итальянский гений. С тех пор Москва особенно полюбила Феллини.
      
"Сладкая жизнь" и "Восемь с половиной" стали важнейшими картинами в творческой карьере ещё одной итальянской звезды – Марчелло Мастроянни. И если в первой картине он сыграл роль растерянного эскаписта-философа, то во второй и вовсе воплотил на экране альтер эго самого режиссера, рефлексируя об окружающей жизни, снова и снова обращаясь к своему прошлому, тени которого – то добрые, а то злые – всегда преследовали его.

Феллини с Мастроянни. Фото: vk.com
   
В цветнике звезд, которых маэстро собрал в своих фильмах были также Анук Эмме и Ален Кюни, Клаудиа Кардинале и Адриано Челентано. Но любимого Мастроянни и любимую Мазину он снимет вместе, наконец, в картине "Джинджер и Фред", посвященной великим исполнителям чечетки – Фреду Астеру и Джинджер Робертс. Она станет одной из последних работ в его творчестве. Гениальный лирический шедевр, который поразительная пара не только неподражаемо сыграла, но станцевала, кажется, ничуть не хуже оригиналов.     
  
В предпоследней картине "Интервью" Феллини ставит ключевой для нарождавшегося уже тогда постмодерна вопрос: может ли искусство существовать и развиваться в окончательной безысходности, во мраке убийственного пессимизма и недетородного скепсиса, или все же там есть место "лучу солнца"?  Ставит вопрос под музыку другого своего "вечного" спутника – Нино Рота - автора саундтрека ко всем его фильмам. Ставит, но не отвечает.
     
Вряд ли за ответ можно принять и последний фильм Феллини "Голоса Луны", посвященный сумасшедшему лунатику. Маэстро делает попытку посмотреть на жизнь глазами сумасшедшего. И  как только не называла эту картину пресса: притча, комедия, драма и даже… экшн… Загадку его фильмов вообще сложно разгадать – таким бескрайним кажется пространство смыслов, оставленное нам. Но иногда задать вопрос самому себе, запустить двигатель мысли оказывается даже важнее, чем дать чёткий ответ. И гений-итальянец Федерико Феллини, кажется, об этом знал.

Вечное возвращение   

В своих фильмах Федерико Феллини не дал ни одного ответа. Ни одного! А потому пространство, оставленное нам, поистине безмерно, безгранично. Но все же и мы задаемся вопросом. Пусть, хоть, и одним. Интересно, а как бы он сам отрефлексировал...собственные похороны?.. Ведь, наверняка,  не остался бы в стороне. Жаль, умер... 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
Анна Соляникова
Блестяще написанные статьи, подобные этой, вызывают желание посмотреть (пересмотреть) упоминаемые тут шедевры.

Вечер был насыщенным. Первые 15 минут просмотра " Знакомьтесь, Балуев" сменились 15 минутами просмотра "8 с половиной".... Потом - возвращение на исходные позиции. И так - до конца фильмов.

Мда. В моей голове они сошлись как лёд и пламень. Серое болото под сумрачным российским небом и солнечные, все в радостных бликах древние развалины итальянских жилищ... Усталые, озабоченные бытовыми проблемами, плохо одетые и не шибко эффектные девушки-комсомолки и элегантные, в белых струящихся одеяниях и изысканных шляпках дивы Феллини.... Главные герои: один - советский - твёрдый, как кремень, добрый, как все добряки мира вместе взятые, целеустремленный, человек который понял в этой жизни все. И другой: плейбой, никому, по сути не нужный красивый (?) нарциссический персонаж. Возможно неплохой человек. Если Вас, конечно, привлекает натура, которая, вроде, осознает, что живёт как-то неправильно, но не понимает, в чем именно загвоздка... Один строит газопровод для того, чтобы хорошо жила его страна. Другой снимает кино для самовыражения, только вот не совсем понимает, что именно нужно выразить.

Да, буржуазное обаяние красивого безделия, наверно, трудно переоценить. И понятно стремление того жюри присудить премию беспроблемной сладкой жизни, подустав от наших бесконечных труб и болот. Только осадочек остался. Будучи в том жюри, на месте " здравомыслящего" Чухрая, присудила бы приз малобюджетной и неказистой нетленке. Чтобы не было мучительно больно, как говаривал товарищ Павел Корчагин...

Огромное спасибо автору за завлекательную статью. Он, как обычно, сделал, как теперь принято говорить, мой день ( а точнее, вечер).
4 ноября 2:28

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Фонд "Открытое море" и Sunbeam Productions представили аудиовизуальный проект "The Elements"
Полянский, Копачевский и романтики
Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
На "Золотой маске" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть