"Если станет мне супругом, то исцелится"
8 июля 2020
Люди и лошади: инклюзивная конно-театральная студия "Белая лошадка"
7 июля 2020
Свет на горизонте, или Что такое настоящий ужас?
7 июля 2020
Как "Ведьма" зачаровала хоррор: медленные сказки на новый лад
6 июля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

100 лет ужаса: от Дракулы и Франкенштейна до "ужасной" красоты. Как изменился жанр хоррор в кино

В первой из цикла "ужасных" статей рассказываем об истоках жанра, экспериментальных короткометражках и о том, что пугало людей начала 20-го века

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

Самая частая ассоциация, возникающая при слове "хоррор в кино" – это низкобюджетные мерзостные слэшеры, по типу "Поворот не туда" и "У холмов есть глаза". На протяжении нескольких статей мы рассмотрим историю возникновения и развития жанра, и расскажем, почему хорроры – это не просто кровь, пытки и зомби, а один из крупнейших жанров мирового искусства, со своими классиками, революционерами и эстетическими гигантами. В первой статье мы затронем историю возникновения жанра: от фольклора до первой классики.

Удивительно, но жанр хоррор – один из древнейших в мировом искусстве. Погружаясь корнями в фольклор, хоррор фокусируется и раскрывает тему смерти, загробной жизни и всеобщего зла. В общем, хоррору интересна "темная" сторона человечества – со всеми ее загадками, мистикой и тайнами. Вспомните сказки, что рассказывали нам в детстве – практически в каждой из них был элемент ужаса: будь то братья Гримм с их зловещим волком, сонмами ведьм и отрезанными конечностями; или даже безобидный, на первый взгляд, романтик Гофман – автор не только "Щелкунчика", но и пугающего "Песочного человека". Исковерканность, сломленность, надрыв – вот то, то присутствует глубоко во внутренностях каждой сказки.

Линейка хорроров студии "Universal"

Опыт страха необходим людям: он учит их справляться с ужасами реальной жизни. Ведь гораздо безопаснее прочитать сказку про Красную шапочку, чем на самом деле встретить маньяка в черном лесу.

Помимо фольклора, хоррор питается мифом. Вспомните античную мифологию – где еще встретишь такое количество чистого страха: страх перед богами, страх перед стихией, страх перед Лернейской Гидрой и даже страх перед монументальной Троей, за стенами которой – еще один страх – потеря любимой. В греческой мифологии существует не только Эрос – бог любви (тоже страшный), но и сама персонификация ужаса – Деймос, сопровождающий Ареса, бога войны, в битвах. Страх перед окружающим миром – это толчок, зародивший всю мифологию.
Так, миф о Прометее вдохновил Мэри Шелли на написание "Франкенштейн, или Современный Прометей" – готический роман в письмах, а он, в свою очередь, заложил литературные основы всей европейской культуры ужаса.

"Замок дьявола". Афиша

Но вернемся к кино. Первой кинокартиной, которую мы смело можем отнести к жанру "хоррор", является "Замок дьявола" Жоржа Мельеса. Этот трехминутный фильм 1896 года – первый опыт воплощения фантастического образа на экране. Тут тебе уже каноничная летучая мышь превращается на глазах шокированных зрителей в человека. А дальше еще интереснее! 

Следом после "Замка…", Мельес создает "Пещеру Демонов" или "Дьявольский кэк-уок" – немую короткометражку о Сатане. Тут уже  настоящая инфернальная оргия – демоны и суккубы танцуют "кэк-уок", а дьявол внезапно проваливается сквозь землю.

Эти короткометражки – уже некий фундамент жанра, изображающий всем нам сейчас известные элементы. Тем интереснее проследить, как развиваются и во что превращаются классические образы ужаса.

"Дьявольский кэк-уок". Кадр. 

В 1910 году компания Edison Manufacturing Company выпускает первую экранизацию романа Мэри Шелли – "Франкенштейн". Фильм немой и идет всего двенадцать минут, но мы смело заявляем – эти 12 минут изменили кинематограф. Канонизация образов Виктора Франкенштейна и Чудовища, их последующее цементирование в искусстве и порождение образов подобных – сколько еще таких "нечто", "оно", и "тварей" появится на экранах!

"Дьявольский кэк-уок". Кадр.

Говоря о полнометражных картинах, вспоминаем всем известный "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине. На дворе 1920 год и немецкий киноэкспрессионизм еще только в утробе. Начиная с премьеры в Берлине, "Кабинет…" гремит по всей Германии, и дальше – по всему миру, везде оставляя пораженных невиданным доселе эффектом, зрителей. Этот эффект – чистый ужас, и ужас этот – не человеческий. Сергей Эйзенштейн назвал "Кабинет…" "противоестественным изломом" и "чудовищной химерой". Это справедливо: Вине не стремится к изображению действительности, его интересует невиданное и неестественное. Именно в этом заключается новаторство картины.


"Кабинет доктора Калигари". Кадр.

Наследие Вине мы наблюдаем на экранах до сих пор. Как минимум, оно воплотилось в полотнах Тима Бёртона – сравните "Кабинет…" и "Эдварда руки-ножницы". Сами все поймете.

Вслед за Вине, "ужасную" эстафету подхватывает Фридрих Мурнау со своим "Носферату. Симфония ужаса". Этот фильм – непрямая экранизация "Дракулы" Брэма Стокера. На момент выхода, в 1922 году, "Носферату" шокирует зрителя своей натуралистичностью и приближенностью к жизни. Во многом это происходит благодаря натуралистичным съемкам – Трансильвания возникает из горного пейзажа Словакии, а города Висмарк и Любек превращаются в мрачный Висборг. Интересно, что компания, выпустившая фильм, обанкротилась сразу же, и все благодаря вдове Брэма Стокера, бойко защищавшей права на роман.

"Носферату". Кадр. 

В 1928 году выходит первый звуковой фильм ужасов, под названием "Террор", но он, к сожалению для нас, считается утраченным. Уже в 30-х годах эстафету хоррора подхватывает студия "Universal", выпуская в 31 году фильм "Дракула". Коммерческий успех фильма поражает. Следом за ним, как горячие пирожки Суинни Тодда, появляются сиквелы. Тут тебе и "Сын Дракулы", "Дочь Дракулы" и даже "Дом Дракулы". Практически параллельно студия выпускает свою версию "Франкенштейна", а следом – ряд продолжений: "Невеста Франкенштейна", чуть позже "Чудовище Франкенштейна". Студия даже выпустила кроссовер, соединив в серии фильме двух своих самых известных монстров. В результате, в период 30-40-х годов, студия выпускает целый ряд классических фильмов в жанре хоррор. Помимо всех перечисленных, это "Мумия", "Человек-невидимка", "Человек-волк", "Тварь из Черной Лагуны", и еще многие другие. Все эти фильмы известны каждому, пусть он даже не видел их. А все потому, что это тот самый период канонификации, цементирования образов, для того, чтобы дальше, в последующие годы, все сильнее искажать и коверкать их, в последствии, бросить, но не забыть. Пусть сейчас нас не пугают Дракула и Франкенштейн, но поверьте, во времена своего триумфа, эти образы заставляли вздрагивать от ужаса не один кинозал.

Читайте вторую статью из цикла "100 лет ужаса" на портале Ревизор.ru
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Если станет мне супругом, то исцелится"
Люди и лошади: инклюзивная конно-театральная студия "Белая лошадка"
Свет на горизонте, или Что такое настоящий ужас?

В Москве

Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Маленькие герои большой войны
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть