Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы
20 февраля 2019
Экзотический этнический музыкальный узор на Сочинском фестивале искусств
20 февраля 2019
"От Рубенса до Макарта" — в венской Альбертине открылась выставка художественного собрания дома Лихтенштейнов
20 февраля 2019
Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
19 февраля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 сентября 2016 19:59

"Больше, чем сама молодежь о себе скажет, никто не скажет"

Человек, который придумал фестиваль. Ректор ВГИКа Владимир Малышев рассказывает о развитии Светлогорского фестиваля "Балтийские дебюты"

Фото: пресс-служба форума "Таврида"
Фото: пресс-служба форума "Таврида"

Специально для портала "Ревизор.ru" Наталья Толстикова побеседовала с ректором Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова, президентом ассоциации учебных заведений искусства и культуры, заслуженным работником культуры РФ, академиком Российской академии образования, сценаристом и продюссером документальных фильмов Владимиром Малышевым.


НТ:  Год кино сейчас в самом разгаре. По всей России от Сахалина до Калининграда проходят масштабные мероприятия, посвященные отечественному кинематографу. Совсем недавно в Светлогорске состоялся уже 13-ый по счету фестиваль “Балтийские дебюты”. Расскажите, как менялся фестиваль за эти годы. В какую сторону он движется, что ждет его в будущем?

ВМ: Этот фестиваль я когда-то совершенно случайно придумал. Однажды я оказался в городе Светлогорске Калининградской области. Замечательный город. Я был очарован его атмосферой: Балтийское море, много отдыхающих, хорошие гостиницы. Абсолютно фестивальное место. И я предложил мэру концепцию фестиваля, которая, собственно, лежала на поверхности – участие стран, расположенных вокруг Балтийского моря, их кинематографические дебюты. Вначале все было спонтанно, фильмы были не очень серьезные, их и фильмами-то трудно было назвать. Но постепенно появился свой зритель, свои участники фестиваля, и сейчас это уже серьезный конкурс молодых кинематографистов. В этом году были некоторые трудности, не успевали купить кинооборудование, проведение фестиваля было под вопросом. Но местные жители проявили активность, стали обращаться с вопросами к администрации города, и, в итоге, с опозданием на месяц, совместными усилиями, при поддержке Минкультуры России и губернатора Светлогорска, фестиваль провели. И сейчас уже руководством Калининградской области сделано объявление, что начинается подготовка к 14-му фестивалю “Балтийские дебюты”.

К тому же в городе появился театр с прекрасным залом на 1800 мест. В свое время я обращался к министру экономики, Герману Оскаровичу  Грефу, с просьбой построить театр для проведения мероприятий по искусству, как бы не в противовес, но все же, с целью создать нашу российскую Юрмалу. Год назад театр открылся, сейчас у него насыщенная программа, залы переполнены. На закрытии фестиваля выступал Симфонический Оркестр Кинематографии. И вы знаете, даже удивило, что зрителей был полный зал, все аплодировали, кричали “браво”. Значит, людям это интересно и нужно. Светлогорск становится центром культуры и искусства Калининградского региона.

НТ: Сегодня много говорят о необходимости создания условий для реализации потенциала молодых профессионалов. Фестиваль “Балтийские дебюты” традиционно включает в себя десять дебютных фильмов режиссеров стран Балтийского региона и Северной Европы. Что сегодня волнует молодых режиссеров из России и сопредельных стран? Какие, на Ваш взгляд, можно отметить общие черты, в чем отличия?

ВМ: В этом году это было выражено особенно ярко. Все девять представленных в конкурсе фильмов - о жизни молодежи. Мне очень понравилось. Проблемы там житейские, конфликты, кино есть кино. Это и правильно! Хорошо, что молодые авторы снимают кино про жизнь молодежи, потому что именно это больше всего и интересует саму молодежь. Уже неоднократно говорил: дайте молодежи высказываться о своей жизни. Часто люди моего возраста начинают объяснять, почему молодежь так себя ведет, о чем она думает. Понятно, в чем-то социологи, ученые правы, конечно, они же изучают предмет. Но больше, чем сама молодежь о себе скажет, никто не скажет. Молодежь лучше всего объяснит свои стремления, желания, трудности. 

Мы пробуем сейчас различные проекты в нашей учебной студии, и все-таки начнем с того, чтобы молодежь изучала искусство, в первую очередь кино. Мы создали сеть киноклубов, где ребята вместе просматривают и обсуждают фильмы, в том числе студенческие работы. Также проводим творческие встречи с нашими мастерами. Сейчас таких клубов около 20-ти. Но есть к чему стремиться. Например, в Советском Союзе таких клубов было 300. Я считаю, это движение надо восстановить.

НТ: Говорят, что Вам и на фестивале удалось создать такую же прекрасную творческую атмосферу, которая  царит во ВГИКе. Как Вам это удается?

ВМ: Я специально ничего для этого не делаю. Просто важно, чтобы начальство не мешало людям, которые что-то хорошо делают. Не надо вмешиваться лишними приказами, указами, командованием. Наоборот, если сотрудникам что-то интересно, нужно попробовать их поддержать, и люди тогда дальше фонтанируют идеями. Это очень важно. Некоторые начальники по старинке, я знаю таких, придут (особенно, если они предмета не знают), встанут у входа с утра и записывают тех, кто опоздал. Всю жизнь я не любил, когда был подчиненным, чтобы меня сильно опекали. Я старался не подводить начальство, работать не за страх, а за совесть, потому что мне интересна была моя работа. И, конечно, не хочу, чтобы люди что-то из-под палки делали. Один раз можно приказать, потом люди привыкают, находят причины, объяснения, изобретают сто причин, почему это не было сделано. В общем, тут, наверное, нужна интуиция. С кем-то так, с кем-то по-другому.

Но одна из наших важнейших задач, и это не просто какие-то красивые слова, все-таки сохранить ВГИКовскую атмосферу. Чтобы мастера здесь работали. Ведь на мастеров, собственно, идут и поступают учиться лично к мастерам. И это не пустой звук – ВГИКовская атмосфера. Даже в советское время, когда я и многие наши педагоги еще учились во ВГИКе, здесь была такая особенная демократия. 

У нас приезжают коллеги, допустим, из технических вузов или каких-то других, и они, в общем, удивляются. Например, можно сидеть в столовой, студент может подойти и по наивности сказать: “Владимир Сергеевич, у меня проблема, помогите мне ее решить”. Логично ему ответить, что я обедаю, приходите в приемное время. А у меня в приемной он может дожидаться долго, может и несколько дней, потому что не всегда есть время. А у него какая-то маленькая заноза, которая мешает ему жить и учиться. На ходу ее решить значительно проще, глядишь, раз, и занозы не стало. Все педагоги у нас как старшие товарищи, и мастера также. Эту атмосферу надо сохранять. Ее не так легко было создать, а выветриться может быстро. Когда мы встречаемся (ВГИКовцы разных поколений) на каких-нибудь фестивалях, и даже на зарубежных, происходит моментальный контакт – посиделки, масса историй, воспоминаний, обсуждения, споры. Действительно, такая вот ВГИКовская семья! И это абсолютно не мешает выполнению задач. Даже наоборот, помогает.

НТ: Как Вы оцениваете сегодняшнюю молодежь? Какие сейчас студенты ВГИКа? Какое оно, нынешнее молодое поколение? Чем отличается, скажем, от Вашего?

ВМ: Часто характеристики молодежи идут от каких-то штампов. Показали, например, скинхедов или еще что-то негативное. Сразу создается впечатление, что, действительно, ужас какой-то, и тупые, и безграмотные, агрессивные, и ничего не читающие и т.д. А на самом деле, когда вот так напрямую общаешься, эти ребята, студенты, настолько отзываются на добро! Они оказываются совсем еще дети. Как-то мое поколение серьезнее было. То ли в наше время во ВГИКе большинство студентов были уже на втором высшем, особенно на режиссуре, драматургии. Тот же Шукшин, даже Никита Михалков (он успел во флоте послужить), Говорухин. В общем, кого ни вспомни, они с жизненным опытом приходили, да и жизнь тогда была посуровей. А сейчас приходят дети. Но, тем более, если к ним относиться по-человечески, то они очень откликаются. Бывают, конечно, сложные студенты, но это единицы, абсолютные единицы.

Вторая часть интервью с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым

Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы
Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
Подвиги Дон Кихота и разговоры с Богом: выступление Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского
Отец и сын — в Московском театре Олега Табакова снова идёт "Матросская тишина"
Кремль на кончиках пальцев — в Музеях Московского Кремля представили новую программу
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть