Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
22 марта 2019
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
22 марта 2019
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
20 марта 2019
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
20 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 сентября 2016 10:59

Ректор ВГИКа: "Идут к нам потому, что у нас интересно учиться"

Наш корреспондент поговорил с Владимиром Малышевым о важности базового образования и удивительной атмосфере творческого вуза

Фото: Виталий Голубев rk.karelia.ru
Фото: Виталий Голубев rk.karelia.ru

Представляем вторую часть интервью с ректором Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова.

НТ: В сфере кинообразования отчетливо видна тенденция к диверсификации. Появляется все больше частных учебных структур, множатся всевозможные школы и курсы. Это происходит на фоне критических высказываний ряда деятелей о том, что традиционная отечественная киношкола во многом не успевает перестраиваться под потребности сегодняшнего дня. Что Вы думаете на этот счет? Насколько важно современному кинодеятелю, будь то актер, режиссер, оператор, базовое академическое образование? 

ВМ: Я уже не первый год говорю об этой проблеме. Появилось много разных частных институтов, курсов. Я не говорю про все, но большинство из них не может сравниться с тем же ВГИКом или другим государственным ВУЗом, у которого есть традиции, есть сильный педагогический состав. Зачем нам плодить столько людей с неполноценным высшим образованием, которое только в дипломе высшее? Зачем до сих пор в технических ВУЗах возникают то актерское отделение, то режиссура, то еще и операторское? Все это делается с целью заработка. Я не возражаю против современных школ, которые обучают новым технологиям кинопроизводства. Пусть только они не обманывают в своих рекламных проспектах, что у них лучшие педагоги и все прочее. Пусть говорят правду, чему они реально могут научить. А человек уже сам выберет. Я считаю, что в государстве, как бы тяжело ни было экономически, хотя бы один классический вуз в отрасли надо сохранять с академическим образованием. Не хочется рвать на груди тельняшку, утверждая, какие мы хорошие, но, тем не менее, у нас, не смотря на всяческие демографические провалы, всегда очень высокий конкурс. Извините, но не пошли бы люди на один лишь бренд. А идут к нам потому, что у нас интересно учиться. Система обучения во ВГИКе многократно доказала, что она может построить воспитание и обучение художника, творца, хорошо знающего литературу, искусство, историю культуры, философию, то есть может подготовить всесторонне развитого человека. Таким и должен быть кинематографист, прежде чем свои мысли выносить на экран, доводить до людей.

НТ: Обучаете ли Вы своих студентов новым технологиям? Если ли у ВГИКа технические возможности для этого?

ВМ: Да, слава богу. Лет семь-восемь назад еще учились на оборудовании с семидесятых годов. Учить студентов на пальцах, описывая современные кинокамеры словами, было нельзя. По личному указанию президента Владимира Путина были выделены средства на переоснащение и строительство нового корпуса, что и было успешно реализовано. Также мы проводим различные мастер-классы. К нам приезжают ведущие мастера и именитые режиссеры, российские и зарубежные. Обмен опытом происходит постоянно, мы всегда открыты новому.

НТ: ВГИК, который через три года отметит свое 100-летие, является носителем традиций, знаний, с ним связана целая плеяда выдающихся творцов. Интересна ли отечественная школа кино иностранцам?

ВМ: У нас учатся студенты из 32-х государств. К нам приезжают учиться ребята даже из стран с развитым кинематографом. Вот недавно в общежитии пообщался со студентом, который приехал из Амстердама. Я спросил его, почему он сделал такой выбор? И его ответ меня поразил. Он сказал: “Во ВГИКе разрешают думать!” Вот так! Я порадовался. Он очень точно ответил!

НТ: Три года пролетят незаметно, какие мероприятия планируются к 100-летию вуза?

ВМ: Мы уже начинаем готовиться. Много чего надо согласовать с Правительством, надеемся даже на соответствующий указ Президента. Все-таки ВГИК – это самый первый в мире киновуз. Будем приглашать на празднование наших выпускников, в том числе из других стран. Естественно, это будет массовое мероприятие. Но, Вы знаете, я не хочу, чтобы все ограничилось только торжественным заседанием с докладом. Должны быть, конечно, и встречи выпускников, и мастер-классы, и по стране надо поездить со спектаклями и показами фильмов. Хотелось бы сократить часть, посвященную истории института, и сделать упор на то, какие мы сейчас – современная действующая творческая семья ВГИКовцев.



НТ: Сегодня часто спорят о том, что важнее – традиционное режиссерское или современное продюсерское кино, которое использует много технологий и спецэффектов? Что Вы об этом думаете? Как это отражается на организации учебного процесса?

ВМ: В любом деле важны традиции, важны и новации. Если новаций нет, но есть традиции - все костенеет и покрывается мхом, развитие невозможно. Если традиции отбрасываются, а есть только новации, - то без фундамента все оказывается пустоцветом. Должен быть обязательно баланс традиций и новаций. Только это дает полноценное развитие.

Я уверен, и это говорят не только люди моего поколения, что рано или поздно наступит пресыщение технологическими эффектами, захочется глубже покопаться в жизни, вернуться к тому, чем всегда было сильно именно наше кино. Сейчас тенденция такая, что все переходит на рыночные рельсы, еще немного, и мы на этих рельсах вернемся к тому, с чего начиналось кино. А начиналось оно с аттракциона, с шоу. Например, официант несет поднос, поскальзывается на арбузной корке, падает, все смеются. Иногда люди даже не спрашивают, о чем фильм, их интересует только, есть ли там спецэффекты или нет, им этого достаточно. Да, спецэффекты интересно смотреть, отметать эти элементы нельзя, они нужны современному зрителю.

Сейчас уже “Войну и мир” никто не будет снимать так, как это делал Сергей Федорович Бондарчук, когда 10 000 человек участвовали в массовых сценах. Новыми технологиями можно ту же армию сделать на компьютере с гораздо меньшими затратами. Разумеется, нельзя этим не пользоваться. Но при этом нельзя забывать о содержании искусства. Почему произведения наших великих писателей, например, Достоевского или Толстого, признаны во всем мире? Ведь развлекательности там никакой, зато есть глубина раскрытия души человека, его переживаний. Это всегда было важно, и я думаю, люди вернутся к этому. Сравнивая и анализируя старые классические фильмы и современное кино, можно сделать вывод, что законы кинематографа не изменились, законы творчества не изменились. Картинка и технологии сейчас другие, но построение фильма и принципы его создания опираются на те же каноны, что и раньше.

НТ: Отечественная мультипликация получает высокие награды на самых престижных международных фестивалях. ВГИК готовит кадры для отрасли, и, судя по успехам наших аниматоров, качественно и профессионально. Как обстоят дела в этом жанре?

ВМ: Сейчас анимация получила очень сильное развитие. Анимационные полнометражные российские фильмы по кассе в разы обогнали художественные, получают высокие рейтинги, их показывают по телевидению. И это несмотря на то, что для продюсеров это сложный жанр, так как делается такой фильм от трех до пяти лет, а то и больше. Мне давно, еще в советское время, наши мультипликаторы объяснили сильные стороны нашей анимации, ее отличительные черты. Если присмотреться внимательно к рядовому иностранному мультфильму, можно заметить, что у персонажей двигаются только глаза и рот, а лицо остается каменным. В наших же фильмах прорисовывается вся мимика, каждая эмоция. Мы по праву гордимся нашей мультипликацией.  

НТ: Как ваши выпускники устраиваются после вуза? Существует ли какая-либо системная помощь в вопросе трудоустройства?

ВМ: Несколько лет назад нам удалось добиться того, что было принято решение, что все продюсеры, которые получают деньги от государства через Министерство культуры и Фонд кино, обязаны брать на практику наших студентов. Вот уже два года идет активное сотрудничество, и наши ребята работают на съемочной площадке, а это уже большое дело. Плюс нам удалось получить по поручению правительства решение о том, чтобы Министерство культуры выделяло гранты на художественные, анимационные и документальные фильмы нашим лучшим выпускникам. Правда, должны были по три на категорию, пока выделяют по одному. Но, тем не менее, процесс пошел. Эти фильмы уже получают призы на фестивалях, а один фильм был куплен для Первого канала. Государство вкладывает деньги в подготовку специалистов. 12 режиссеров и 15 актеров каждый год принимается на бюджет. Но если им после выпуска не дать дорогу и ждать, что они сами пробьются, все может оказаться напрасным. Мы хотим дать шанс нашим лучшим студентам.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
"Римский-Корсаков – 175": Мариинский театр отмечает юбилей композитора
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть