"Ножницы". Убийство на глазах многочисленных свидетелей.
16 сентября 2024
"Чехов. Вишневый садъ. Нет слов!". Студия Театрального искусства. Режиссер Сергей Женовач.
16 сентября 2024
Будущие мастера оперной сцены
16 сентября 2024
Кукла по имени Лариса
16 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 августа 2024 8:00

Олег Стриженов. Красавец мужчина!

Народному артисту СССР исполняется 95 лет.

Олег Стриженов. Фото: kino-teatr.ru
Олег Стриженов. Фото: kino-teatr.ru

Широко известна фраза Бриджит Бардо: "Красота – это тоже талант". Через призму физической привлекательности мы обычно рассматриваем киноактрис. Для актеров-мужчин в ходу другие определения: харизма, обаяние, мужественность. Но и среди сильного пола на экране встречаются настоящие красавцы. Один из первых красавцев советского экрана – Олег Александрович Стриженов, Народный артист СССР, которому сегодня исполнилось, вдумайтесь, 95 лет!

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в дальневосточном Благовещенске в семье офицера, прошедшего Гражданскую войну, а в дальнейшем воевавшего на фронтах Великой Отечественной, и учительницы, бывшей "смолянки". Судя по всему, аристократизм Олега Александровича – потомственный. Красотой и "породистостью" отличался и родной брат Олега Глеб Стриженов (1925—1985). Вместе с ними в семье рос единоутробный брат Борис Стриженов, будущий летчик, которому суждено было погибнуть под Сталинградом.


Кадр из фильма "Мексиканец". Фото из открытых источников.

С 1935 года семья Стриженовых жила в Москве. Олег Александрович вспоминал, что жизнь была прекрасна, пока не началась война. 22 июня застало подростка в подмосковном пионерском лагере, откуда ребят вернули домой в июле "ровно к первой бомбёжке", как говорил артист. Военные будни для Олега слились в сплошную черную полосу: ежедневные бомбежки, свист падающих бомб, грохот взрывов, голод, карточки, очереди, мороз и буржуйка как средоточие жизни. Семиклассником Олег пошел работать помощником механика в Научно-исследовательский кинофотоинститут, а в 16 лет попал на трудовой фронт — строил Павелецкий вокзал и прокладывал железную дорогу для электричек, прямо как Павка Корчагин, которого ему не довелось сыграть в актерском амплуа. Олег Стриженов блистательно изобразил других революционеров – Артура Бертона (Овода из одноименного романа Этель Лилиан Войнич) и Фелипе Риверу – бунтаря из рассказа Джека Лондона "Мексиканец". Удачнейшими фильмами в творчестве Олега Стриженова специалисты считают ленты "Овод", "Сорок первый" (специальный приз X Каннского кинофестиваля 1957 года), "Белые ночи" (признан Британским киноинститутом одним из лучших фильмов 1960 года), "Звезда пленительного счастья" и "Приступить к ликвидации".


Олег Стриженов в фильме "Овод". Фото из открытых источников.

После войны Олег Александрович поступил на художественно-бутафорский факультет Московского театрально-художественного училища, во время учебы подрабатывал рисованием плакатов, а потом… "заразился" театром и решил стать не бутафором, а артистом. Старший брат Глеб посоветовал ему поступить в "Щуку". Олег послушался, в 1949 году отнес туда документы на актёрский факультет и поступил с первого раза. Училище юноша закончил в 1953 году и стал актёром Государственного русского драматического театра Эстонской ССР в Таллине (сегодня Русский театр Эстонии). Этой сцене Олег служил в течение всего одного сезона. Но короткий таллиннский период оказался для него судьбоносным. Кто-то из киногруппы фильма "Овод" посетил спектакль "Без вины виноватые" в Русском драматической театре города Таллина и увидел в нем Стриженова. Его рекомендовали на роль главного героя. Постановщик фильма Александр Файнциммер решительно отклонил кандидатуру по фотографии. Однако затем он отсмотрел множество проб, не нашел ни одного подходящего артиста и вызвал из Таллина Олега Стриженова. Дальнейшие события показали, что его Овод получился идеальным. Журнал "Советский экран" в 1957 году признавал: "Стриженову удалось не только внешне воспроизвести облик Артура-Овода, но и, что самое важное, зажить мыслями и чувствами своего героя, усвоить его манеру думать, чувствовать, действовать".


Кадр из фильма "Сорок первый". Фото из открытых источников.

"Овод" задал Стриженову направление. После замеченного и зрителями, и специалистами дебюта в этой героико-революционной драме на молодого артиста посыпались предложения интересные, но одноплановые. Фелипе Ривера в "Мексиканце" – тоже член подпольной организации, борющейся за независимость Мексики. К слову, Олег сыграл в этом фильме две роли – помимо центрального образа юного борца революции, зарабатывающего деньги на неё на боксерском ринге (всех восхищало, как артист дрался), он изобразил в эпизодах его пожилого отца. Фильм "Сорок первый" по одноименному рассказу Бориса Лавренева, страшной истории про "революционную мораль", которая заставляет женщину убить своего возлюбленного из-за классовых различий и противостояния гражданской позиции, в советском кинематографическом исполнении превратился тоже в героико-ревлюционный пафос. Только Стриженов был уже не революционером, а "беляком", поручиком Говорухой-Отроком. "Красную" снайпершу Марютку играла Изольда Извицкая. На пробах с этим дуэтом конкурировала пара Юрия Яковлева – Светланы Харитоновой, режиссер Григорий Чухрай выбрал нашего героя и не прогадал. Впоследствии киновед Исаак Шнейдерман напишет: "Идеальное совпадение внешних данных и нервной организации актёра с требованиями роли — счастливый фундамент образа, созданного талантливым, умным трудом. Стриженов постиг душу роли. Располагая урезанным, "спрессованным" текстом, не вместившим ряда важных тем, он восполнил потери и нужное досказал без слов, всей правдой существования на экране". Недаром эту ленту высоко оценили в Каннах, преподнеся ей специальную премию с формулировкой "За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность". Французская публика окрестила Олега Стриженова "советским Жераром Филипом". Справедливо: Жерар Филип – один из красивейших актеров-мужчин в мире.


Кадр из фильма "Капитанская дочка". Фото из открытых источников.

Череда подобных лент составила Стриженову репутацию одного из самых романтических героев советского кинематографа. Укрепили это мнение роли купца и путешественника Афанасия Никитина в советско-индийском фильме "Хождение за три моря", Петруши Гринева в экранизации пушкинской "Капитанской дочки", декабриста Павла Бестужева в фильме "Северная повесть" на основе повести Константина Паустовского (впрочем, за последний образ Стриженова разбранили, сочтя, что он работал не в полную силу). Также запомнились публике герои Стриженова в фильмах "Белые ночи", "Оптимистическая трагедия", "Третья молодость", "Неподсуден" и, конечно же, экзотичном для советского кино почти что боевике "Приступить к ликвидации" по роману Эдуарда Хруцкого "Четвёртый эшелон", где Олег Александрович воплотил в жизнь образ милиционера.

Третья жена Олега Стриженова, Лионелла, бывшая Пырьева, рассказывала, что именно она убедила супруга сняться в этой роли. Олег Александрович отнекивался: "Какой же из меня мент?!" Я ему предложила: "А ты покажи, каким должен быть милиционер". И он действительно своей ролью в этом фильме создал своеобразный эталон человека в погонах". Совпало: в год выхода на экраны "Приступить к ликвидации" была учреждена премия МВД, и Олегу Стриженову эту награду преподнесли первым.


Кадр из фильма "Приступить к ликвидации". Фото из открытых источников. 

Из "героического" ряда как-то выбивается роль Олега Александровича в комедийной фантастике "Его звали Роберт" 1967 года. Точнее, у него там сразу две роли: учёного Сергея Сергеевича и человекоподобного робота Роберта, который носит облик своего создателя. Предполагалось, что робота запустят в дали Вселенной, чтобы не подвергать риску живых людей. Но до начала космической экспедиции Роберт оказался втянут во множество то комических, а то опасных приключений, в итоге у него "снесло крышу", и механизм пришлось пустить на регенерацию, а в полет готовить человека. Фильм развивает типичную "шестидесятническую" советскую идею о силе, даже всемогуществе человека, но пафос этой мысли скрадывается ироническим построением сюжета. И все равно Олег Стриженов в обличье робота Роберта превосходен!..


Олег Стриженов в фильме "Его звали Роберт". Фото: kino-teatr.ru

В конце 1980-х годов Олег Стриженов ушел из кино. Тогда отечественный кинематограф проходил переломный период: в нем стало много "бытовухи", незамысловатых комедий, пошлости и анекдотов. Артист не видел для себя подходящего материала, а сниматься в плохом кино откровенно хотел. Только в начале "нулевых" Олег Александрович вернулся на экран и принял участие в создании сериала "Пять звёзд". К сожалению, сериальные роли по глубине, насыщенности эмоциями и раскрытию актерского мастерства редко могут конкурировать с работами в полных метрах. Поэтому Олег Стриженов навсегда останется для поклонников своего безусловного таланта, а также неотразимого шарма, поручиком Говорухой-Отроком и Петрушей Гриневым.

В субботу, 10 августа, телеканал "Россия-Культура" выпускает в эфир специальные показы в честь юбилея живой легенды. Так, в 16:10 зрители увидят документальный фильм из цикла "Острова", в котором мастера экрана будут говорить о творческой манере знаменитого коллеги: Вячеслав Шалевич, Сергей Безруков, Людмила Максакова, Ольга Сошникова. Там же будет рассказано о личной и семейной жизни артиста, на экране появятся жена Лионелла Стриженова, сын Александр Стриженов, невестка Екатерина Стриженова, внучки Анастасия и Александра и, в виде фото, правнуки, три отпрыска Анастасии. Сегодняшние документальные фильмы с участием Олега Стриженова показывают: он сохранил красоту и аристократизм и в старости.

Редакция "Ревизора.ru" поздравляет Олега Александровича с юбилеем, желает долгих лет счастливой и наполненной смыслом и интересом жизни, любви близких и обожания зрителей.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Ножницы". Убийство на глазах многочисленных свидетелей.
"Чехов. Вишневый садъ. Нет слов!". Студия Театрального искусства. Режиссер Сергей Женовач.
Будущие мастера оперной сцены

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть